Как пахнут вымершие растения: ученые воссоздали их аромат
Цветок, известный как Гибискадельфус вильдериевый, когда-то в изобилии рос на склонах лавовых полей Мауи. Но колониальное скотоводство уничтожило гавайскую среду обитания растения, и его последний представитель погиб в 1912 году. Единственный сохранившийся экземпляр хранится в Гарвардском университете.
Чуть более века спустя после исчезновения этого вида растений художница Александра Дейзи Гинзберг, исследователь ароматов и художница Сиссель Толаас вместе с биотехнологической компанией Ginkgo Bioworks использовали синтетическую биологию, чтобы воссоздать возможный запах цветка. По свидетельствам очевидцев, описания аромата варьировались от «эфирного» до «легкого».
Ароматы вымерших растений
Гибискадельфус — не единственный исчезнувший вид растений, возрожденный в рамках проекта. С момента своего запуска в 2016 году программа Resurrecting the Sublime («Воскрешение величия») позволила людям понюхать три вида цветов, утраченных из-за колониальной деятельности. Иммерсивная инсталляция объехала весь мир, от Купера Хьюитта, Смитсоновского музея дизайна в Нью-Йорке до Центра Помпиду в Париже, и экспонировалась на 17-й международной архитектурной выставке в Венеции.
Чтобы воссоздать запах вымерших растений, команда извлекла образцы ДНК из сохранившихся образцов и секвенировала их генетический код. Затем эксперты идентифицировали последовательности ДНК, которые могут давать ферменты, продуцирующие аромат, известные как сесквитерпенсинтазы, и создали молекулы с этими специфическими нитями ДНК. Позволив молекулам бродить с дрожжами, исследователи выделили «несколько крошечных, пахнущих сесквитерпенов», которые создавали подобие запаха исходных растений.
В дополнение к гавайскому гибискадельфусу, инсталляция воскрешает Orbexilum stipulatum, растение с «нежным, цитрусовым» ароматом, которое в последний раз было замечено в Кентукки в 1881 году, и Leucadendron grandiflorum, которое первоначально росло в Кейптауне, Южная Африка. Среда обитания растения была опустошена колониальными виноградниками; в последний раз его видели в саду коллекционера в Лондоне в начале 1800-х годов.
Эти растения давно изчезли по вине людей, но теперь, благодаря генетике, люди могут ощутить их запах.