Этимологическая пятиминутка: как появилось выражение «вверх тормашками» и что это за тормашки такие загадочные
Одно выражение, а как четко оно может описать состояние в разных плоскостях:
кувырком, вверх ногами;
Вчера я вышел из подъезда и упал вверх тормашками. А все потому, что снег плохо чистят!
вверх дном, в опрокинутом виде;
Мебель то и дело переворачивалась вверх тормашками, а комната служила театральными подмостками.
в полном беспорядке.
Ну, вот скажите, разве это не перемены, когда твоя жизнь летит вверх тормашками?
Откуда растут «ноги»?
Слово «тормашки» в некоторых русских диалектах означало «ноги». Очень долгое время этот просторечный термин был распространен на Дону. Например, там употребляются выражения «вверх тороман», «вверх торманью», «вверх тормани», «вверх торомами», а в Рязанской области говорят «кверх тормами». И сразу раскрывается смысл фразеологизма — «лететь вверх ногами».
По другой версии, слово «тормашки» произошло от слова «тормасы». Так раньше называли железные полосы внизу саней, которые препятствовали чрезмерному разгону. Этим же словом называли и другие приспособления для остановки повозки или машины. Соответственно, когда зимой сани переворачивались на дороге, они принимали положение «вверх тормасами» или «вверх тормашками».
Есть и противоречивая версия происхождения этого оборота. Предполагается, что слово «тормашки» относится к глаголу «тормошить». Открываем словарь Даля и находим: «тормошить» — теребить, дергать, трясти, таскать. Но причем же здесь «ноги»? Представьте себе перевернутого на спину, «вверх тормашками», жука, который «теребит, дергает» своими лапками. После открываем словарь Фасмера, где видим, что у глагола «тормошить» есть родственник — «тормасить», он имеет значение «двигать, приводить в движение». А вот от него как раз логично образуется отглагольное существительное «тормашки», как обозначение некоего «движителя», которым у животных (и человека в том числе) как раз и являются ноги. Но нашлись и противники этой версии, которые ссылаются на законы русского словообразования. Согласно им слова на -ашки создаются не от глагольной, а от именной основы: рубаха — рубашка, птаха — пташка. Поэтому основой тормашек был скорее всего не глагол, а существительное. А следовательно связь слова «тормашки» с глаголом «тормошить» весьма сомнительна.