Окаменелые фекалии доказали, что люди начали одомашнивать скот на 2000 лет раньше, чем считали ученые
Еще в начале 1970-х раскопки Абу-Хурейры на территории современной Сирии выявили одну из самых длинных известных последовательностей перехода человечества от охотников-собирателей к земледельцам. Это место в пределах Плодородного полумесяца было настоящим идиллическим раем, с легким доступом к поймам, степям и лесам. Оно было наполнено разнообразной флорой и фауной, и считалось, что его первоначальное заселение людьми в период эпипалеолита в каменном веке насчитывало менее 200 человек.
Это место сейчас находится под водой под озером Асад, в регионе, доступ к которому может быть затруднен из-за продолжающихся конфликтов. К счастью, археологи прошлого бережно хранили и каталогизировали множество образцов с этого места.
Именно сферолиты навоза в этих образцах исследовали антрополог из Коннектикутского университета Алексия Смит и его коллеги, чтобы сделать свои выводы. Они использовали новые методы, чтобы изолировать древний навоз от более новых фекальных загрязнителей и определить их количество.
«До недавнего времени было трудно найти метод, который позволил бы археологам исследовать самые ранние эксперименты с уходом за животными до того, как они стали полноценно приручать зверей и заниматься скотоводством», — говорится в заявлении команды.
Земледелие и скотоводство
Исследования этого региона датируют возделывание злаков 11 500 лет назад, а за ними, судя по всему, последовал ряд других культур. Однако лишь около 10 000 лет назад появились явные свидетельства одомашнивания животных во время культуры, обозначенной как догончарный неолит B. Смит и его коллеги построили временную шкалу из сохранившихся остатков повторяющихся и меняющихся действий с навозом.
Некоторые действия, такие как использование экскрементов в качестве топлива, оставляли более четкие сигналы использования, как и использование навоза для покрытия полов жилищ. Ученые обнаружили, что в первой части эпипалеолитического периода (13 300–12 800 кал. л.н.) было мало изолированных сферолитов и почти не было скоплений, что позволяет предположить, что между охотниками-собирателями и живыми животными не было большого взаимодействия.
Но в соответствии с резким сдвигом в архитектуре к более прочным жилищам во второй половине периода эпипалеолита (12 800–12 300 кал. л.н.) был всплеск появления навоза, связанный с ямами для костра, и еще много скоплений сферолитов возле рабочей зоны прямо за пределами дома переселенцев.
Обилие сферолитов и излишки сжигаемого навоза позволяют предположить, что на территории содержалось небольшое количество животных и ухаживали за ними. Исследователи подозревают, что использование навоза в качестве топлива для дров было удобным способом избавиться от лишнего навоза.
Как менялось скотоводство
Исследователи также предполагают, что животные, возможно, служили хранилищем живого мяса, чтобы компенсировать изменчивость в присутствии основной добычи этих охотников-собирателей — газелей. Это также позволило бы охотникам-собирателям занимать одно и то же место круглый год.
К фазе 2А неолита (10 600 лет назад) появляются явные признаки ухода за животными, с хорошо развитым стадом и использованием навоза для штукатурки полов — практика, которая сейчас широко распространена в Юго-Западной Азии.
«Представленные здесь данные отмечают переход от раннего, краткосрочного ухода за животными на месте во время фазы эпипалеолита 1B к полномасштабному выпасу скота за пределами территории во время неолита 2B», — объясняют исследователи.
Исследователи обнаружили сохранившийся навоз рядом с захороненными остатками древних жилищ охотников-собирателей в Сирии, которые датируются примерно 13 000 лет назад.