Не только серпы и осиновые колья: как покойникам-«вампирам» мешали вставать из могил в разные времена

Недавно археологи недавно обнаружили в Польше пример «вампирского» захоронения с серпом на шее, чтобы погребенный больше не восстал из могилы. Но есть и другие способы, которыми люди не позволяли мертвецам разгуливать сред живых.
Не только серпы и осиновые колья: как покойникам-«вампирам» мешали вставать из могил в разные времена

Итальянские «антивампирские» камни

Тело женщины было обнаружено в могиле 16-го века в Лаццаретто-Нуово, примерно в 3 километрах от Венеции, Италия. Женщина, которую ученые, обнаружившие ее, прозвали «Кармилла», была найдена с кирпичом во рту в братской могиле — странный ритуал, непохожий на другие захоронения того времени. Мало что известно о ее личности при жизни, но археологи знают, что она умерла во время смертельной вспышки бубонной чумы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мне нужно было найти объяснение тому, что кто-то фактически манипулирует телом человека со смертельной болезнью», — рассказал Insider Маттео Боррини, главный преподаватель судебной антропологии в Ливерпульском университете Джона Мура. Боррини был ведущим ученым на раскопках. Он провел тщательную судебно-медицинскую экспертизу, чтобы понять, что произошло. Он обнаружил, что эту женщину, вероятно, считали нахцерером, разновидностью вампира из древнеевропейского фольклора.

Камень, вбитый в рот женщины
Камень, вбитый в рот женщины
Reuters/Handout/Insider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это не классический образ вампира, который выходит по ночам и высасывает кровь людей. Это скорее кто-то, кто убивает людей из могилы, прежде чем сможет воскреснуть как полноценный вампир», — отметил эксперт.

«Я обнаружил, что существовала традиция, согласно которой определенные тела были, по мнению людей, ответственны за распространение чумы. Они не были полностью мертвы и были захвачены каким-то демоническим влиянием», — рассказал Боррини, описывая старые верования. «В своих могилах они буквально жевали саваны и распространяли чуму каким-то черным магическим образом».

Согласно этим убеждениям, если положить нахцереру в рот кирпич, тот не сможет прогрызть себе путь наружу и, таким образом, защитит живых от болезни. Однако Кармилла не считалась вампиром при жизни. Работа Боррини показала, что братская могила была вновь разрыта после того, как Кармилла была похоронена. В этот момент ее тело, все еще закутанное в саван, вероятно, еще не полностью разложилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Могильщики, столкнувшись с этим телом, казалось бы, еще свежим, с разложившимся саваном вокруг рта, возможно, предположили, что тело было одержимо, и положили ему в рот кирпич.

Камень, уберегающий душу

Исследователи из Университета Аризоны и Стэнфордского университета нашли еще один пример «вампира». Этот был похоронен на детском кладбище на месте древнеримской виллы Поджо Граминьяно в Теверине, Италия. Ребенка, которому было около 10 лет, похоронили в V веке во время смертельной вспышки малярии. В рот ребенку также положили камень.

Останки «ребенка-вампира»
Останки «ребенка-вампира»
David Pickel/Stanford University
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джордан Уилсон, ведущий биоархеолог археологического проекта Вилла-Романа-ди-Поджо-Граминьяно, сказал Insider, что камень, вероятно, был там, чтобы не дать душе ребенка войти или выйти из тела. «Существует очень древняя идея о том, что дыхание связано с жизнью и душой, а рот, в частности, является своего рода порталом, через который душа выходит после смерти», — отметила она.

Камень мог быть способом удержать тело или дух ребенка от распространения болезни или вообще мучить живых. Возможно, это также был способ уберечь ребенка от ведьм, которые, как считалось, могли воскрешать детей из мертвых и использовать их души.

Вампиры как переносчики болезней

«Вампирские» мифы веками сопровождали смерть человека. По словам Боррини, это были способы понять то, что нельзя было объяснить с помощью знаний того времени, например, загадочные смерти во время инфекционной вспышки. «Эти "вампиры" начинают охотиться и убивать сначала членов семьи, затем соседей, а потом и всю остальную деревню. Это классический образец заразной болезни», — заявил он.

Боррини определяет «вампира» как мертвого человека, восставшего из мертвых как тело. «Идея о том, что мертвые могут либо восстать из могилы в буквальном смысле, либо что мертвые в духовном смысле могут продолжать досаждать живым после смерти, — это то, что по существу присутствует почти в каждой культуре и имеет очень, очень древнее происхождение», — уверяют авторы исследования.