Кино и сериалы вам врали! Как на самом деле пахла, выглядела и звучала Англия во времена Тюдоров

Книга историка описывает, какой была страна в Средние века — в чем-то она была лучше современного мира, однако многие аспекты того времени могут показаться нам дикими.
Кино и сериалы вам врали! Как на самом деле пахла, выглядела и звучала Англия во времена Тюдоров
Wikimedia

Тюдоры сильно изменили Англию. Вот как жили англичане во времена правления Елизаветы I и других членов ее династии.

Англия времен Тюдоров была намного тише современного мира. Вместо того, чтобы просыпаться от какофонии уличного движения и сирен, средневековые люди жили под мелодию церковных колоколов, звенящих над полями, пения монашеских голосов, блеяния животных, шума дождя, звуков лютни или громких гневных или страстных голосов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Англия времен Тюдоров

Спустя более 400 лет после того, как Тюдор в последний раз сидел на троне, этот эфемерный звуковой ландшафт трудно восстановить. Но другие аспекты повседневной жизни давних времен — от праздничных меню до ужасных медицинских процедур — не такие неуловимые. В книге «Жить как Тюдор: дым и шалфей. Сенсорное путешествие по Англии эпохи Тюдоров», вышедшей в издательстве Pegasus Books, Эми Лицензионс искусно воссоздает средневековый пейзаж, используя пять чувств, чтобы дать представление о достопримечательностях, запахах и вкусах Англии XV-XVII веков.

В Англии эпохи Тюдоров только самые богатые члены общества могли позволить себе, чтобы их портреты были запечатлены Гольбейном и такими же престижными художниками. Позируя для портретов, эти посетители сознательно выбирали одежду и обстановку, чтобы подчеркнуть высокий статус. В 1567 году Уильям Брук, 10-й барон Кобэм, нарисовал себя, свою жену и шестерых детей за столом, уставленным фруктами и экзотическими животными, такими как попугаи и обезьяны, — явные ссылки на его «успех как прародителя» или носителя семейных плодов и участие в торговле в Новом Свете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо портретной живописи средневековая визуальная культура принимала форму моды, архитектуры и письменного слова. Строгие законы роскоши диктовали, какие цвета и стили одежды могли носить люди разных классов. Фактором, способствовавшим падению Эдварда Стаффорда, 3-го герцога Бекингема, был его гардероб из королевской одежды из золота и серебра, золотых цепей и дорогих цветов, которые соперничали с внешностью самого короля.

В 1575 году, спустя десятилетия после казни герцога в 1521 году, Елизавета I переиздала закон, согласно которому ее подданные должны одеваться в соответствии со своим статусом в ответ на «гибель большого количества молодых мужчин, в остальном пригодных к службе... стремящихся по одежде быть уважаемыми, как джентльмены».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Архитектура служила еще одним способом материального выражения. По словам Иэна Мортимера из History Extra, «тусклость всегда была одним из аспектов зрения в помещении», поскольку высокая стоимость и нехватка стекла делали установку окон роскошью, которую немногие могли себе позволить.

Семейные дома высшего класса могут похвастаться экстерьерами, украшенными колоннами эпохи Возрождения, а интерьеры украшены настенными гобеленами и шкафами, заполненными золотыми и серебряными тарелками. Граждане низшего класса, с другой стороны, жили в простых помещениях, спроектированных и оформленных очень практично. В целом, визуальное украшение было признаком богатства, обычно с точки зрения социального положения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопреки распространенному мнению, Тюдоры не были нечистоплотными. Руководства, квитанции и книги учета свидетельствуют о том, что поддержание чистоты и свежий запах имели большое значение для элиты Тюдоров. Сообщается, что Елизавета I мыла руки ароматизированной водой перед каждым приемом пищи. Придворные носили льняное нижнее белье под роскошной шерстяной, шелковой и кожаной одеждой и мехами; эти льняные халаты и чулки регулярно стирали щелочным мылом и другими благоухающими средствами.