Реально ли выучить английский после 40? Проверим, на что способна ваша память

Существует миф, что иностранные языки лучше учить в юности, потому что с возрастом задача переходит из категории «лёгкая» в разряд «миссия практически невыполнима». В этой статье хотим проверить утверждение на прочность и поделиться своим опытом обучения взрослых.
Реально ли выучить английский после 40? Проверим, на что способна ваша память

Что мешает выучить язык взрослому человеку?

С возрастом память становится хуже

Действительно, у детей процесс нейрогенеза проходит активней — всё новое запоминается очень быстро. Поэтому ребёнок с лёгкостью учит новые слова и выражения, а затем вводит их в активный лексикон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вернёмся к работе мозга у взрослых: вопреки мифам, мозг образует новые нейронные связи на протяжении всей жизни. И если ежедневно заниматься интеллектуальной деятельностью, то способность к обучению останется на высоком уровне. Да, объективные изменения памяти есть, но с ними можно работать.

Главные препятствия на пути к изучению языка — возрастные стереотипы. Взрослый человек привык считать, что после 40 выучить что-то новое крайне сложно и практически нереально. Так зачем тратить время и силы на то, что всё равно не получится? Такие негативные установки демотивируют и снижают шансы на успех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не хватает времени на учёбу

У каждого из нас в разном возрасте есть своя работа. Для школьников и студентов — это обучение. Их не так заботят вопросы, связанные с оплатой «коммуналки» или покупкой продуктов.

Взрослые же после трудной недели или рабочего дня мечтают провести вечер спокойно и посмотреть любимое кино/заняться хобби, чтобы снять стресс и отдохнуть. Выбирая между отдыхом или дополнительным обучением, будем честны, мы чаще отдаём приоритет первому.

Решение известной проблемы — мотивация! Но где её найти и как приручить? Совет прост: разберитесь с тем, почему вам важно выучить иностранный язык.

Мотивация бывает внешней и внутренней. Под внешней подразумеваются оценки, чья-то похвала или критика. Внутренняя — это ваши мечты, интересы, убеждения. То есть внешняя мотивация — человека кто-то побуждает к действию. Внутренняя — человек побуждает себя чем-то или кем-то извне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы мотивация работала на ура, нужно развивать оба её вида. Подкрепление должно идти как извне, так и изнутри. Причём внешней мотивацией могут стать ваши вознаграждения самому себе. Например, подарки или вкусная еда за выполненный этап работы. Поэтому задействовать других людей для развития внешней мотивации вовсе не обязательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Навык обучения: а был ли он у вас вообще?

Как вы запоминали иностранные слова в школе? Скорее всего, вам на помощь приходил антигерой — зубрёжка. Она утомляет и сводит уровень мотивации продолжать обучение примерно к нулю. Используя этот метод, вы тратите время на заучивание, а информация забывается уже на второй день. Такой образовательный процесс абсолютно неэффективен.

Чтобы новая информация сохранялась в памяти и активно использовалась, нужно правильно запоминать. Например, в своих обучающих программах мы учим студентов запоминать информацию с помощью мнемотехники.

Мнемотехника — это приёмы, которые облегчают и ускоряют запоминание любых объёмов информации. 100 новых английских слов за час? Легко. Выучить имена новых коллег за несколько минут? Ещё проще! И главное — благодаря мнемотехнике информация остаётся с вами надолго. Особенно если периодически вы будете уделять несколько минут на повторение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот пара примеров использования мнемотехники

Цепочки — способ запоминания с помощью последовательного соединения образов. Этот метод отлично подходит для запоминания различных списков (ингредиенты для рецепта, фамилии участников, рабочие задачи, покупки и т.д.). 

Например, чтобы запомнить список покупок, нужно связать товары в историю.

— Молоко

— Хлеб

— Чай

— Сахар

Представьте океан из тёплого молока. По нему плывёт большой батон на парусах. По кораблю-батону бегают матросы — это чайные пакетики. Они отмывают швабрами палубу от сахарной пены.

Звучит странно, верно? Но это нам и нужно. Чтобы история была образной и вызывала эмоции. Воспроизведя её в голове, вы легко и последовательно вспомните список покупок.

Численно-буквенный код — метод для запоминания любой числовой информации: исторические даты, номера телефонов или банковских карт, дни рождения. Суть метода: каждому числу или цифре нужно присвоить образ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, цифра «2» визуально похожа на лебедя. Присвоим ей букву «л». Единицу мы знаем со школы как «кол». Пусть цифра «один» = буква «к». Число «21» = лебедь + кол = ЛК. Теперь нужно придумать созвучное слово к сочетанию букв «ЛК». Пусть это будет ЛуК. Теперь, вспоминая это слово, вы быстро расшифруете число.

Звучит непросто, но это лишь на первый взгляд. После освоения методики вы сможете вспоминать закодированную информацию очень быстро.

В нашем видео вы можете ознакомиться с тем, как с помощью мнемотехники выучить неправильные английские глаголы

Нажми и смотри

Неправильная методика

Когда взрослый человек учит язык самостоятельно, то чаще всего он не строит план обучения. Он хаотично вбирает в себя знания из разных источников: видеоуроки, разговорники, учебники. И занимается не последовательно, а от случая к случаю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы подготовили для вас несколько простых советов, придерживаясь которых вы легко сможете выучить английский в любом возрасте.

Как выучить язык?

Поставьте цель правильно

Для начала признайтесь себе честно: зачем вам учить английский? Убеждения по типу «потому что без него никуда» или «все учат – и я учу» не помогут заложить крепкую мотивацию.

Поставьте цель выучить язык с помощью метода SMART. Аббревиатура расшифровывается так:

  • Specific (конкретный)
  • Measurable (измеримый)
  • Achievable (достижимый)
  • Relevant (релевантный)
  • Time-bound (ограниченный по времени)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для постановки цели по SMART ответьте на вопросы:

  1. Чего именно я хочу? (конкретность)
  2. Как я пойму, что цель достигнута? (измеримость)
  3. Сколько времени/денег/других ресурсов нужно? (достижимость)
  4. Что достижение цели изменит в моей жизни? (релевантность)
  5. К какой дате я достигну цели? (ограниченность по времени)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имейте ввиду, что цель «выучить английский» — слишком большая и общая. Разбейте её на несколько целей, которые вы поставите по SMART.

Тренируйте базовые психические функции

Чтобы изучение языка давалось легко, необходим фундамент — память и внимание. Для этого ежедневно выполняйте простые тренировки. Узнать больше о тренировках памяти можно в другой статье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Используйте образовательные технологии

С помощью различных методик можно упростить и ускорить процесс обучения и запоминания информации: используйте мнемотехники, майнд-карты, обучающие игры.

Занимайтесь регулярно!

Мотивация и вознаграждение

С целью вы разобрались в самом начале. Теперь важно придумать позитивное подкрепление. Разбив большую цель на маленькие, пропишите рядом с ними то, как вы себя вознаградите после их осуществления.

Вот несколько идей:

  • Купите себе ту самую «картину по номерам», на которую долго заглядываетесь;
  • Устройте день, посвящённый вашему хобби;
  • Побалуете себя вашим любимым напитком или блюдом.

Вознаграждения зависят только от ваших пожеланий. Доставайте список того, «чего так долго хотелось, но не было повода» — скоро они будут появляться регулярно!

Материал подготовлен Advance