«Никто не знает, что такое внимание»: ученые до сих пор не понимают, почему люди бывают такими рассеянными

Уильям Джеймс на заре экспериментальной психологии писал: «Все знают, что такое внимание. Это овладение умом одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей в ясной и яркой форме». И, казалось бы, на этом можно заканчивать. Все всё знают, расходимся! Но через 40 лет Джон Ридли Струп увлекся темой избирательного внимания и поднял несколько важных вопросов, разработав интересный эксперимент...
«Никто не знает, что такое внимание»: ученые до сих пор не понимают, почему люди бывают такими рассеянными
Unsplash

В «задаче Струпа» испытуемые должны были просмотреть список цветов. Каждое слово было напечатано цветом, отличным от фактического текста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Суть эксперимента Струпа

Испытуемых просили назвать цвет чернил и игнорировать текст. Это оказалось непросто: на выполнение задания потребовалось 110 секунд. В то время как на такое же задание, в котором цвета были представлены только фигурами, ушло всего 63 секунды. Попробуйте сами!

Это подтолкнуло ученых углубиться в вопрос селективного внимания: почему и как именно наш мозг выбирает на что обращать внимание, а на что – нет? И всегда ли мы сами управляем процессом.

Эффект коктейльной вечеринки

В 1953 году Колин Черри решал проблему избирательного внимания, называемую «эффектом коктейльной вечеринки». Как на шумной вечеринке люди выбирают разговор, который слушают, и игнорируют остальные? Чтобы в этом разобраться, Черри провел элегантный и очень зрелищный эксперимент. Он использовал технику дихотического слушания. Он выдал испытуемым наушники. Правым ухом они слышали фразу «Пароход приплыл в гавань», а левым одновременно — «Школьный двор был заполнен детьми». Черри поручил участникам повторить услышанное как можно быстрее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге он обнаружил, что участники слышат информацию только из одного наушника, при этом звук из второго они словно и не замечают. На самом деле люди даже не замечали, переключалось ли оставленное без внимания сообщение на другой язык, воспроизводилось ли задом наперед. Вопросов к вниманию меньше после этого не стало, нужно было придумать рабочую модель, которая бы объясняла все особенности нашего восприятия.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как мы «фильтруем» информацию

Первым ее предложил Дональд Бродбент, предположив, что на ранней стадии обработки информация поступает в очень краткое сенсорное хранилище (предбанник), в котором анализируются физические характеристики входных данных: в визуальной модальности эти характеристики – движение, цвет, форма, пространственное положение; в слуховой модальности – высота тона, громкость и пространственное положение. Нужные и полезные стимулы попадут потом в мозг, а оставленные без присмотра будут отфильтровываться, а затем теряться.

Эта модель была доработана Энн Трейсман. Ученая предположила, что у внимания есть не только фильтр, но и период затухания. Если в тесте дихотомического слушанья в одну из аудиодорожек вставить ключевые слова, имеющие большую значимость (такие слова, как «огонь» или имя испытуемого), то они сразу же привлекут к себе внимание и не будут отфильтрованы, даже если вся аудиодорожка до этого игнорировалась. Видимо, для нашего внимания слова имеют разные уровни важности — этого модель Бродбента не учитывала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

В дальнейшем и эта доработанная модель также была усилена Дайаной Дойч и Доном Норманом, которые добавили к ней второй фильтр восприятия. Фильтр, который учитывал не только важность полученной информации для человека лично, но также состояние его нервного возбуждения в момент получения информации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильтров нет, но есть ресурс

И если вы уже совсем запутались в многоуровневой модели фильтров, то Даниэль Канеман может вас выручить. Предложенные им принципы работы избирательного внимания не содержат вообще никаких фильтров. Вместо этого он представил внимание как полезный, но исчерпаемый ресурс. Запасы тратятся на все, что требует сосредоточенности, волевых усилий, и восполняются после сна. Именно человек волен решать, как и когда ему «потратить» внимание: будет ли он пытаться быть многозадачным и решать все задачи разом или потратит силы на одно задание, задействуя все свои способности.

Попробуйте сами провести такой эксперимент

Возьмите число 8340 и последовательно прибавляйте к каждой цифре числа по 1 в уме – 8340, 9451, 10562 и так далее. Одновременно включите канал новостей и, когда устанете считать, попробуйте вспомнить что-нибудь из того, о чем рассказывали по телевизору. Вы сразу почувствуете, насколько ограниченным ресурсом может быть ваше внимание.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Никто не знает, что такое внимание»

Итак, напомню, с чего все началось. В 1890 году Уильям Джеймс написал: «Все знают, что такое внимание...». После этого высказывания было предпринято множество попыток более точно определить и количественно оценить этот процесс, а также выделить лежащие в его основе когнитивные и нейронные механизмы. И вот спустя годы исследований и экспериментов выходит замечательная статья, которая, как мне кажется, отлично подводит итог всей проделанной работе: «Никто не знает, что такое внимание» (Хоммель и др., 2019). Исследователи продолжают изучать внимание, и нам остается ждать новых захватывающих открытий.