Вопрос, который беспокоит всех родителей: стоит ли помогать детям с домашними заданиями
Проанализировав два массива данных, охватывающих учащихся государственных и частных начальных школ, исследователи из США не обнаружили существенной связи между помощью родителей в выполнении домашних заданий и успехами ребенка в математике или чтении. Независимо от того, насколько умны взрослый или ребенок, или насколько высок их социально-экономический статус, время, потраченное на совместное изучение этой алгебры, вряд ли окажет значительное влияние на академические результаты учащегося в настоящем и будущем.
«Таким образом, наши выводы ставят под сомнение десятилетия поощрения родительской помощи и контроля над домашним заданием», — пишут авторы.
Стоит ли родителям помогать детям с уроками?
В прошлом ученые обсуждали вопрос о том, какую помощь должны оказывать родители в выполнении домашних заданий. Правильное отношение может заразить детей любовью к учебе. Слишком активное участие, напротив, может скорее помешать получать положительные оценки.
Важное уточнение: в исследовании авторы неоднократно ссылаются на «результаты тестов», поскольку именно на тестировании построена образовательная система в Штатах. Однако в данном случае их можно приравнять к контрольным и проверочным работам в России – то есть заданиям, из которых складываются оценки за четверти и триместры.
Родителям тоже не всегда может нравиться засиживаться за задачками с ребенком. Исследования показывают, что родители могут воспринимать домашнюю работу как стресс, который создает напряженную и давящую атмосферу даже вне учебного времени. Наконец, если у родителей очень мало свободного времени, они часто подсознательно поощряют нечестные способы получения оценок, просто подсказывая детям правильные ответы без объяснений.
В каком возрасте важно переставать делать с ребенком уроки от и до?
Большинство этих исследований были сосредоточены на детях среднего и старшего школьного возраста, но дети в начальной школе находятся на особенно важном этапе развития, когда домашние задания могут иметь гораздо большее влияние, как отрицательное, так и положительное.
Таким образом, исследователи пытались определить, как младшие дети в возрасте от 1 до 5 классов справляются с помощью родителей при выполнении домашних заданий. Для этого авторы использовали наборы данных с 1997 по 1998 и 2011 годы. В отличие от предыдущих исследований, при анализе результатов они также учитывали такие переменные, как социально-экономический статус и образование родителей.
Даже при рассмотрении уровня и интенсивности родительской помощи в выполнении домашних заданий команда не обнаружила никакого эффекта. Авторы не могут быть уверены, почему это так, но у них есть несколько объяснений.
Например, может быть, что домашний стресс не способствует обучению. Или, возможно, родители делают большую часть работы вместо того, чтобы учить своих детей думать самостоятельно. В конце концов, родитель – не педагог и не знает всех тонкостей процесса обучения, даже действуя из лучших побуждений.
Все не так плохо
Результаты опроса детей показали, что родительская поддержка и уверенность в силах своего чада напрямую связаны с более высокими достижениями в учебе. Поэтому команда указывает, что необходимо различать разные типы родительской помощи в выполнении домашних заданий.
Авторы признают, что, хотя их результаты показывают, что помощь родителей с домашним заданием не приводит к улучшению оценок, они не изучали обучение во время пандемии COVID-19.
Тем не менее, авторы предлагают педагогам не поощрять родительскую помощь ученикам – в будущем это может сослужить последним не самую хорошую службу.