Трекинг, Долли и голландский угол: как кино управляет вашими эмоциями

В далеком 1922 году Владимир Ленин сказал — «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Вряд ли он был киноведом, но однозначно он не переоценил возможности киноискусства, ведь десятилетие за десятилетием оно овладевает умами.
Трекинг, Долли и голландский угол: как кино управляет вашими эмоциями
unsplash.com

Примерно с середины 1920-х годов и по ныне средняя длительность полнометражного фильма — полтора-два часа(90-120 минут)

Кинематограф вот почти уже 130 лет, — появившись не сильно позже после изобретения фотографии, - вероятно, самое значимое и массовое среди всех искусств. Множество нюансов сделали его вездесущим и могущественным, например, физические возможности человеческого глаза или особенности человеческого восприятия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Азбука кино: базовые движения камеры

Создатели фильмов выработали целую технологию, с помощью которой им удается буквально манипулировать человеком. Существенная доля любой кинокартины — это движения камеры и ракурсы, которые заставляют зрителей чувствовать определенную эмоцию в рамках презентуемого нарратива.

unsplash.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Панорама и наклон (Pan and tilt)

  • — эффект панорамирования и наклона (слева направо или сверху вниз) чаще всего необходим, чтобы направить наши глаза и внимание на определенный аспект сцены.

Часто эти приемы несут «разоблачительный» (открывающий нечто новое) характер, создающий в нас определенное ожидание, когда мы подсознательно спрашиваем себя: «Что сейчас произойдет?».

unsplash.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трекинг, Долли и съемка с крана (Tracking, Dolly, and Crane)

  • — трекинг-съемка означает, что камера обычно перемещается из стороны в сторону, следуя за движением персонажей в сцене. Долли-съемка (на тележке) перемещает камеру вперед и назад, а кадры с крана перемещают камеру вверх и вниз.

Эти приемы чаще всего используются для передачи определенного действия в сцене, скажем, шеф-повар идет через свой ресторан на кухню, а затем выходит на улицу, или человек бежит, пытаясь спрятаться от полиции. Они заставляют зрителя чувствовать себя частью сцены и истории вместе с актерами.

Приближение (Zoom)

  • — зум отличается от съемки тележки тем, что тележка физически перемещает камеру к персонажу и от него, что меняет перспективу. Сам кадр «двигается» за счет регулировки фокусного расстояния объектива через длительность кадра
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зум увеличивает то, что находится в фокусе, чаще всего персонажа, без общего изменения перспективы кадра. Однако он сжимает фон, что позволяет еще больше притянуть взгляд к объекту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
unsplash.com

Высокий и низкий углы (High and Low angles)

  • — как правило, персонаж, который является доминирующим или более сильным в сцене, будет снят с низкого ракурса, а персонажи, находящиеся в подчиненном положении, будут сняты с более высокого ракурса.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эффект съемки под более высоким или более низким углом состоит в том, чтобы заставить зрителя буквально смотреть вверх на доминирующего персонажа и смотреть вниз на подчиненного персонажа и тем выработать определенное отношение.

Голландский угол (Dutch angle)

  • — камера намеренно размещается под нестандартным углом: горизонт отклоняется как минимум на 30 градусов и более.

Прием дает очевидное ощущение, что что-то в сцене не так, вызывая у зрителей чувство дискомфорта. Он очень часто используется в триллерах и сценах ужасов, указывая, что нечто ненормальное вот-вот произойдет (или происходит).