Ученые выяснили, что морские губки умеют чихать, а их «сопли» — деликатес для многих рыб
«Наши данные свидетельствуют о том, что чихание — это адаптация, которую губки развили, чтобы поддерживать себя в чистоте», — заявил в пресс-релизе Джаспер де Гой, морской биолог из Амстердамского университета и автор новой статьи.
Морские губки — это простые многоклеточные существа без мозга, возраст которых составляет примерно полмиллиарда лет. На роликах, снятых исследовательской группой, можно увидеть «чихающие» губки, извергающие липкий секрет:
В исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, ученые зафиксировали два вида губок — карибскую Aplysina archeri и вид рода Chelonaplysilla, обитающий в Индо-Тихоокеанском регионе. Во время чихания губки сокращаются, сжимая все свое тело.
«Давайте проясним: губки не чихают, как люди», — объяснил де Гой в пресс-релизе, добавив, что этот процесс у губки занимает примерно полчаса. При этом ученый отметил, что и у человека, и у губки чихание служит для одной и той же функции — удаления отходов.
Зачем губкам чихать?
Морские губки являются фильтраторами, то есть они ловят из воды такие частицы, как планктон и бактерии, для питания. Однако поры губки могут забиться органикой или грязью, которую эти существа не в состоянии переварить. Тело губки покрыто крошечными трубчатыми спорами, называемыми устьями, через которые может проходить вода. На видео можно разглядеть, как эти отверстия для воды медленно выпускают содержащую отходы слизь, которая затем скапливается на поверхности губки.
Губки время от времени сокращают свое тело при медленном чихании, чтобы стряхнуть ненужный мусор. Однако для других обитателей океана это настоящее сокровище: оказалось, что рыбы и другие морские создания не прочь перекусить «соплями», которые выделяют губки.
«В воде, окружающей коралловый риф, много органики, но большая ее слишком разрежена, чтобы ее могли есть другие животные. Губки концентрируют органические вещества, превращая жидкий раствор в густую, съедобную слизь», — рассказал в пресс-релизе соавтор исследования Корндер.
Используя покадровую видеосъемку, исследователи зафиксировали поведение, которое могло помочь им лучше понять, как развивались губки.