Ученые ищут методы борьбы с заиканием. Успехи пока скромные
Когда Гильермо Мехиасу было 7 лет, родители отправили его за хлебом во время семейного отдыха на юге Испании. Мехиас до сих пор помнит свое растущее беспокойство, когда он шел в булочную, повторяя снова и снова, что он должен сказать продавцу. Но когда он пришел, то не смог произнести ни единого слова. Он вспоминает, как вернулся с пустыми руками, пристыженный и не зная, что сказать своим родителям. «Я был так напряжен, что нечаянно прикусил щеки и язык, и у меня изо рта шла кровь», — сказал Гильермо Мехиас журналисту Игнасио Амиго, автору статьи в Science.
Мехиас до сих пор заикается, но сегодня, работая исследователем мозга в Мадридском университете Комплутенсе, он ищет способы решения этой проблемы. Он входит в уже большую на сегодня международную группу исследователей, которые возлагают надежды на неинвазивную стимуляцию мозга для лечения заикания. Стимуляция — это набор методов, которые воздействуют электрическими токами на определенные области мозга. Несколько лет назад Мехиас опробовал такую технику на себе в ходе одноразового эксперимента. Частота заикания действительно уменьшилась, но только на время. Несколько рандомизированных исследований, в том числе одно, опубликованное в этом месяце в Journal of Fluency Disorders, также предполагают, что стимуляция мозга может принести пользу людям, которые заикаются. «Я думаю, что за стимуляцией мозга будущее, — говорит Мехиас.
Как лечат заикание
Единственное доступное лечение сегодня — это логопедия. В некоторых случаях она может улучшить беглость речи и помогает избежать побочных эффектов, таких как непроизвольные движения и тики. Но эффективность логопедии для взрослых ограничена. Мехиас иронически замечает: «Лечение заикания с помощью логопеда сродни лечению болезни Паркинсона с помощью физиотерапии».
Неинвазивная стимуляция мозга напрямую воздействует на нервные клетки в определенных областях, пытаясь реконструировать поврежденные нейронные цепи. Метод уже показал свои преимущества при лечении депрессии, особенно у людей, устойчивых к медикаментозному лечению, и при реабилитации после инсульта, где он может помочь улучшить движения и речь.
Мехиас и другие ученые проверяют влияние стимуляции на заикание, воздействуя на различные нейронные цепи, участвующие в речи. После сеанса стимуляции пациенту предлагают выполнить задачу, которая снова активирует те же области, которые стимулированы. Например, прочитать текст в унисон с другим человеком или под метроном, что многие заикающиеся люди могут делать с некоторой степенью беглости.
Гипотеза состоит в том, что выполнение этих задач после стимуляции может помочь изменить проблемные цепи. Хотя электрические токи могут вызывать легкий дискомфорт, неинвазивная стимуляция мозга считается безопасной.
В своей докторской диссертации Мехиас исследовал эффект транскраниальной магнитной стимуляцией (TMS), при которой магнитное поле от небольшой катушки, помещенной на голову пациента, индуцирует небольшой электрический ток в мозгу. Ширина катушки всего несколько миллиметров, что позволяет нацеливать стимуляцию на определенные области мозга. Мехиас сосредоточился на дополнительной моторной области, — области коры головного мозга, участвующей в управлении движениями, которая ненормально работает у заикающихся людей.
Мехиас испытывал ТМС на себе. В короткой статье, опубликованной в 2019 году, он сообщил, что лечение уменьшило остановки и повторения в его речи на 30%. «Я почувствовал постепенное улучшение, что также помогло мне обрести уверенность», — говорит он. «Эффекты были очевидны в течение нескольких недель, но мы не отслеживали их постоянно, поэтому я точно не знаю, как долго они продолжались».
Улучшение статистически значимое, но скромное
Кейт Уоткинс, нейропсихолог из Оксфордского университета, была первой, кто лечил заикающихся с помощью другой техники, называемой транскраниальной стимуляцией постоянным током (tDCS), которая пропускает электрический ток из одного полушария мозга в другое. Поскольку электроды, используемые в tDCS, относительно большие, исследователи имеют меньше контроля над тем, где происходит стимуляция, чем при TMS, но необходимое оборудование намного проще и дешевле. «Если это сработает, это то, что логопеды смогут использовать очень легко и безопасно», — говорит Уоткинс. Еще одно преимущество: tDCS часто вызывает меньше дискомфорта, чем TMS. В рандомизированном двойном слепом исследовании с участием 30 участников, опубликованном в 2018 году, Уоткинс и ее коллеги применяли постоянный ток в течение 20 минут в течение пяти дней подряд. Они стремились стимулировать левую нижнюю лобную кору, область мозга, участвующую в обработке речи и речи, активность которой снижена у людей.
Улучшение было статистически значимым, но скромным: через 1 неделю участники, получившие стимуляцию мозга, заикались на 8% своих слогов, по сравнению с 11% в начале исследования, без каких-либо заметных изменений в контрольной группе.
Пока остается только надежда
Деннис Дрейна, почетный генетик Национального института здравоохранения США, занимающийся проблемами заикания, говорит, что скептицизм уместен. «Были опробованы десятки различных методов лечения заикания, часто с впечатляющим первоначальным успехом», — говорит он. «Ни один из них не продержался».
Исследователи надеются переубедить скептиков. Мехиас ищет финансирование, чтобы продолжить эксперименты с TMS. Уоткинс и ее команда планируют опробовать еще один тип электрической стимуляции, — транскраниальнe. стимуляцию переменным током, при которой амплитуда тока не фиксирована, а колеблется, как бы имитируя естественные ритмы мозга.
Мехиас с оптимизмом смотрит на лечение заикания: «Раньше мозг был чем-то почти мифическим, никто не знал, как он работает. Теперь мы начинаем это понимать, и в будущем мы сможем его изменить».
Чаще всего лечением заикания занимаются логопеды, но очень редко такое лечение дает результат