Что случилось с климатом: миссия знаменитого экспедиционного корабля «Метеор»

В 2021 году в Глазго состоялась конференция ООН по климату. Уровень события, собравшего более 120 глав государств и правительств, подтверждает важность климатической проблемы для каждого жителя Земли. Дискуссии о климате становятся все более жаркими, и кажется, что разобраться в теме уже невозможно. Насколько в действительности велико наше влияние на климат планеты, какое место оно занимает среди других факторов? Как и почему менялся климат в прошлом и чего нам ждать в будущем?
Что случилось с климатом: миссия знаменитого экспедиционного корабля «Метеор»

Рамизу Алиеву, ученому и писателю в своей книге «Что случилось с климатом» удалось популярно изложить сложные, стоящие на стыке наук, понятия и теории изменения климата. Предлагаем вам ознакомиться с наиболее интересным отрывком.

Золото Атлантики

16 апреля 1925 г. из порта Вильгельмсхафен вышел немецкий экспедиционный корабль «Метеор». Экспедицию начали готовить еще в 1919 г., в очень непростых условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Германия только что потерпела поражение в Мировой вoйне и по Версальскому договору должна была выплатить репарации странам-победительницам. Бoльшая часть уцелевших кораблей немецкого флота также была отобрана. Поэтому научная экспедиция имела и политическое значение – это был единственный способ продемонстрировать присутствие немецкого флота в Мировом океане (Emery, 1980). Одним из инициаторов экспедиции был нобелевский лауреат, немецкий химик Фриц Габер, руководил ею немецкий океанограф Альфред Мерц.

Судьба Фрица Габера могла бы стать предметом серьезного исследования на тему взаимоотношений ученого и власти и ответственности за результаты своих открытий. Во время Первой мировой вoйны он занимался разработкой химического оружия. Габеру приписывают фразу: «В мирное время ученый принадлежит миру, а во время вoйны – своей стране» (Hardy, 2017). Он лично участвовал в организации химической атаки у Ипра (1915). Это обошлось ему дорого. Его жена, тоже химик, не выдержала моральных страданий и покончила с собой. В 1919 г. Габер получил Нобелевскую премию за синтез аммиака из водорода и атмосферного азота. Открытый им процесс положил конец зависимости экономик от запасов чилийской селитры – основного сырья для получения взрывчатых веществ и азотных удобрений. Возможно, именно статус нобелевского лауреата спас Габера от скамьи подсудимых – после вoйны он разыскивался как военный преступник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экспедиционный корабль «Метеор», 1925 год
Экспедиционный корабль «Метеор», 1925 год
seawarpeace.ru

В 1900 г. Сванте Аррениус, лауреат Нобелевской премии по химии, определил, что в 1 т морской воды содержится 6 мг золота. Если можно получать селитру из воздуха, то почему бы не извлечь золото из океана? И Габер начал искать способ выделения золота из морской воды, чтобы преодолеть тяжелейший экономический кризис. Экспедиция на «Метеоре» должна была отобрать пробы воды с различных глубин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако оценки самого Габера, сделанные в конце 1920-х годов, показали, что золота в воде примерно в 1000 раз меньше, чем определил Аррениус – около 4 мкг/т. Более поздние исследования показали, что Габер тоже завысил содержание – примерно в 400 раз (Kenison Falkner, Edmond, 1990). Разумеется, золота добыть из морской воды не удалось, и выплата Германией репараций затянулась до 2010 г. Но, несмотря на неудачу с добычей золота, экспедиция «Метеора» стала одной из самых знаменитых в истории океанографических исследований.

«Метеор» был первым в мире научным кораблем, оснащенным сонаром. На протяжении столетий глубину моря узнавали с помощью лота – размеченной веревки с грузом на конце. Можно представить, каких трудов стоило одно-единственное измерение в глубоководной части океана. Да у моряков и не было такой потребности – какая разница, один километр воды под килем или четыре? Глубиной океана заинтересовались лишь в 1850-1860-х годах в связи с прокладкой трансатлантического телеграфного кабеля. Тогда на картах Атлантики появилось Телеграфное плато, однако впоследствии его существование не подтвердилось. Еще около 500 промеров глубин было получено в первой научной океанографической экспедиции – кругосветном плавании корвета Королевского флота «Челленджер» (1872–1876). Катастрофа «Титаника» в 1912 г. заставила инженеров и ученых задуматься о том, как определять в воде расстояния до препятствий. В том же году был выдан первый немецкий патент на устройство для определения глубины с помощью звука. Вoйна ускорила разработки систем морской навигации, и к середине 1920-х годов сонары появились во Франции, Британии и США (Hardy, 2017).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За два года плавания (1925-1927) «Метеор» 14 раз пересек Атлантику. Экспедицию пришлось завершать без начальника – Мерц умер летом 1925 г. в Буэнос-Айресе, и командование принял капитан «Метеора» Фриц Шпиц. Экспедиция подробно исследовала рельеф дна Южной Атлантики, важнейшим ее результатом стало открытие Срединно-Атлантического хребта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После Второй мировой вoйны «Метеор» был вывезен в СССР, где продолжал работать под именем «Экватор». В 1960-х годах знаменитый корабль пустили на металлолом.

В межвоенный период Фриц Габер продолжил свои опыты, результатом их стал «Циклон Б». Это вещество нацисты использовали для массовых убийств в лагерях смерти. В концлагерях погибли и родственники Габера. Сам он не дожил до этого – когда начались гонения на евреев, он покинул Германию и умер в 1934 г. в Швейцарии по пути в Палестину.