Новый скрытный омикрон: опасен ли вариант BA.2 «стелс» и почему его так сложно обнаружить?
Осенью прошлого 2021 г. по миру распространился новый штамм SARS-CoV-2 B.1.1.529 – омикрон. Оказавшись намного более заразным, чем все предшественники, он быстро стал доминирующим в мире, вызвав очередную волну заболеваемости зимой 2021-2022 гг. Но и на этом все далеко не закончено, и в последние месяцы все шире распространяется омикрон BA.2, прозванный в СМИ «стелс»- подвариантом. С февраля он сам оказался самым распространенным в мире, вызывая опасения прихода еще более сильной волны пандемии.
Что за новый омикрон?
Коротко: разновидность штамма омикрон BA.2 несет лишь часть общих с ним мутаций, но получила и множество новых.
Подробнее. Вариант омикрон BA.1 несет около 60 мутаций, отличающих его от исходного штамма нового коронавируса, который был выделен в самом начале пандемии. 32 из этих изменений касаются S-белка – важнейшей детали вирусной оболочки, с которой связывается большинство антител и вакцин. Поэтому такой «обновленный» вирус не всегда хорошо нейтрализуется старым иммунитетом, натренированном на патогенах с прежними формами S-белка. Тем не менее, на опасности самой болезни, вызываемой SARS-CoV-2, это не сильно сказывается, и протекает она не тяжелее «обычного ковида».
К настоящему моменту выделено три подварианта омикрона: помимо исходного BA.1, известны также BA.2 и BA.3, которые несут часть тех же мутаций, плюс некоторые дополнительные. Скажем, у BA.1 и BA.2 32 мутации одинаковы, а 28 – различаются. Теоретически, этого достаточно для выделения BA.2 в новый штамм с новой греческой буквой, и возможно, в будущем это и будет сделано. Однако пока что BA.2 остается омикроном. Поначалу он выглядел довольно бледно на фоне BA.1, который выделялся в тысячи раз чаще и быстро захватил мир. Но теперь ситуация изменилась.
Почему он «стелс»?
Коротко: потому что по результатам ПЦР он не отличается от предыдущих штаммов. Омикрон BA.1 легко определяется такими тестами, но BA.2 – не виден.
Подробнее. Обычные ПЦР-тесты реагируют на три гена нового коронавируса, но омикрон BA.1 обнаруживается лишь по двум из них. Третий ген, связанный с S-белком, у него мутировал и при стандартном ПЦР-тестировании не виден. По этому признаку (два положительных сигнала и один отрицательный) эпидемиологи могли легко следить за распространением BA.1 по планете. Но вот у BA.2 произошла новая мутация, и этот ген снова распознается при проведении ПЦР. Это не дает возможность проследить за распространением нового подварианта, как это было с BA.1, зато позволило дать ему броское прозвище «невидимки» – «стелс».
Разумеется, что распознать BA.2 все-таки возможно, только для этого пока что требуются более сложные инструменты, такие как прямое секвенирование генома вирусов, выделенных у людей с положительным ПЦР-тестом. Кроме того, на нас работает и сама эффективность омикрона. С тех пор как он практически повсеместно вытеснил предыдущий вариант дельта, можно считать, что все тесты, среагировавшие на все три коронавирусных гена, – это омикрон BA.2. И такие работы показывают, что BA.2 не просто распространяется во многих странах, но кое-где (например, в Дании) стал уже новой доминирующей разновидностью SARS-CoV-2.
Он действительно опасен?
Коротко: не больше предыдущих версий нового коронавируса. Основное преимущество омикрона BA.2 – невероятная скорость его распространения.
Подробнее. «Глобальный успех» всех трех линий омикрона связан с их повышенной контагиозностью, способностью передаваться от больных здоровым людям. Кроме того, как мы уже говорили, мутации S-белка несколько снижают эффективность иммунитета при нейтрализации этого штамма – хотя приобретенный и после болезни, и после прививки иммунитет обычно с омикроном все же справляется. BA.2 отличается от BA.1 восемью мутациями того же S-белка и уходит от удара иммунной системы не лучше своего предшественника. Однако благодаря новым изменениям он становится еще более заразным.
С точки зрения самого вируса, S-белок – это важнейшая деталь механизма, с помощью которого тот заражает хозяина. Именно этот белок связывается с рецепторами на поверхности клеток, обеспечивая проникновение внутрь. Чем легче и прочнее эта связь, тем быстрее и проще вирус окажется в клетке, и тем меньше вирусных частиц требуется, чтобы преодолеть первые барьеры защиты организма и запустить болезнь. Поэтому омикрон BA.2 распространяется невероятно стремительно – так, во время недавней вспышки BA.2 в Гонконге число заболевших удваивалось менее чем за 1,3 суток. Возможно, что немалый вклад в скорость распространения нового омикрона вносит и всеобщее ослабление противоэпидемических мер – скажем, разрешение массовых мероприятий и отмена «масочного режима».
Можно ли им заразиться повторно или после прививки?
Коротко: можно, но крайне маловероятно. Существующие вакцины также снижают вероятность болезни и эффективно защищают от ее тяжелого течения.
Подробнее. BA.2 не идеально подавляется иммунитетом, даже приобретенным в результате прошлого заражения. Зарегистрированы случаи заболевания BA.2 уже после болезни, вызванной BA.1, хотя такое происходит очень редко. Нет причин и считать, что BA.2 нейтрализуется вакцинами хуже своего предшественника. В лабораторных экспериментах показано, что антитела, полученные у людей полгода спустя после (двойной) прививки вакциной Pfizer, не лучшим образом справляются и с BA.1, и с BA.2. Однако после дополнительной «бустерной» прививки антитела нейтрализовали их весьма успешно. Так что если вы не забываете своевременно «обновлять» свой противоковидный иммунитет, бояться нового омикрона не стоит.
Несмотря на то, что BA.2 распространяется все шире, общее число заболевших в мире снижается, и даже появление этого особо заразного варианта приводит лишь к небольшим всплескам заболеваемости. По данным экспертов ВОЗ, вызванная им болезнь не тяжелее «обычного ковида» и проявляется теми же основными симптомами: насморк, головная боль, утомление, боли в горле. Будем следить за ними – и будем здоровы.