Сделаем Плутон снова великим: почему астрономы выступают за возвращение ему статуса планеты
Начиная с открытия Плутона в 1930 г. он считался девятой планетой Солнечной системы. Однако в конце прошлого века, по мере открытия других довольно крупных небесных тел к Плутону возникли разные неприятные вопросы. Если это планета, то не стоит ли причислить к ним также Цереру, крупнейший объект пояса астероидов? А как насчет Эриды – тела, находящегося, как и Плутон, в далеком поясе Койпера, причем даже больше него по размерам? А другие большие объекты – Паллада, Седна, Квавар? Сколько тогда всего получается планет у Солнца?
Не планета
После долгих дебатов в 2006 г. Международный астрономический союз (МАС) сформулировал новые, более строгие требования, которым должно удовлетворять небесное тело, чтобы с полным правом называться планетой. Их ровно три. Во-первых, такой объект должен вращаться непосредственно вокруг Солнца, а не вокруг другого тела, как, например, спутники. Во-вторых, он должен быть достаточно массивен, чтобы под действием собственной гравитации принять округлую форму (для этого тело должно иметь хотя бы под 1000 км в поперечнике). Наконец, истинная планета должна расчистить окрестности своей орбиты и не иметь поблизости ничего сравнимого с собой по величине.
Последнему условию МАС Плутон не удовлетворяет, и в том же 2006-м его лишили гордого звания планеты. Глагол «оплутонить» (to pluto) в значении «понизить в должности» было объявлено Американским обществом диалектологии словом года, а сам Плутон оказался в новом классе небесных тел – карликовые планеты. Сюда же по новой классификации МАС попали и Эрида, и Церера, и еще несколько других объектов. Предполагается, что вокруг Солнца могут быть сотни пока неизвестных карликовых планет, хотя большинство из них находятся в поясе Койпера, за орбитой Плутона, на дальней периферии Солнечной системы.
Так или иначе, но вот уже больше 15-ти лет планет у нас остается восемь, и свой прежний высокий статус Плутон сохранил лишь в Иллинойсе и Нью-Мексико. В этих штатах родился и жил первооткрыватель Плутона Клайд Томбо, и местные законодательные собрания отказались признавать решение МАС (хоть эти постановления и не имеют никакого практического значения). Звание планеты для Плутона отстаивают и некоторые не любящие «идти в ногу» астрономы, и простые люди – из сентиментальности. Однако недавно к этим голосам стали присоединяться и самые серьезные специалисты.
Или планета?
В конце 2021 г. в журнале Icarus вышла статья, в числе авторов которой фигурируют такие заметные фигуры как Алан Стерн – он был научным руководителем миссии New Horizons, которая в 2015 г. впервые исследовала Плутон и его спутники с близкого расстояния. В своей публикации астрономы не жалеют едких слов, заявляя, что определение, принятое МАС в 2006 г., базируется скорее на представлениях астрологии, нежели на современном научном понимании жизни планет.
В самом деле, вопрос о том, какие тела считать планетами, а какие – нет, обсуждается уже не первое столетие, и сегодняшний их список во многом унаследован от средневековых астрологов, которым были известны семь планет (от Меркурия до Сатурна, но включая Луну). Между тем, еще с появлением телескопов, открытием множества спутников и развитием гелиоцентрической системы Коперника начали раздаваться голоса в пользу пересмотра этого списка. Уже тогда предлагалось считать планетой любое небесное тело, на котором протекают геологические процессы.
Именно этот принцип Стерн и его коллеги считают ключевым для присвоения небесному телу «планетарного» статуса. В каком бы орбитальном окружении они ни находились, планеты уникальны тем, что на них развиваются геохимические явления, обладающие новым уровнем сложности в сравнении с происходящим, скажем, на кометах или астероидах. С этой точки зрения, как показала работа той же миссии New Horizons, Плутон можно считать самой настоящей планетой даже за пределами штатов Иллинойс и Нью-Мексико.
Все планеты Солнца
Также к планетам относятся и Церера, и Эрида, и многие тела, которые сегодня считаются спутниками – например, Луна, Европа, Энцелад и Титан, демонстрирующие очень сложную и активную геологию. Авторы статьи насчитывают в Солнечной системе от 150 до 200 планет и призывают не смущаться этим количеством. По их словам, само представление о том, что планет должно быть мало – желательно, не больше десятка и желательно какое-нибудь красивое число – как раз и заимствовано у древних астрологов, но имеет мало отношения к реальности.
В понимании Стерна и его соавторов, планета – это небесное тело, на котором происходят химические превращения, связанные с протекающими на нем геологическими процессами. А значит, число таких тел может быть каким угодно, и орбиты их могут пролегать даже вокруг других планет, быть расчищенными или нет. С этой точки зрения получается, что решение МАС в 2006 г. действительно было мотивировано желанием сохранить комфортное число планет, заимствованное у древних, но не современными представлениями о них.
Официальной реакции МАС на этот демарш пока не последовало – а тем временем Филип Метцгер (Philip Metzger), планетолог из Университета Центральной Флориды и один из авторов этой статьи, заявил: «Мы продолжим называть Плутон планетой в своих публикациях, продолжим называть так Титан, Тритон и некоторые другие луны. Коротко говоря, мы будем игнорировать МАС». Ну а мы будем запасаться попкорном и продолжим следить за драматической битвой вокруг Плутона и его статуса.