Как искусство влияет на науку: Виталий Фокин о лекции Эрика Канделя
Говоря в двух словах, эта лекция была посвящена влиянию искусства на науку. На эту тему существует множество занимательных историй, как то: игра на скрипке Эйнштейна и теория относительности. Но в этой лекции предмет исследования был рассмотрен более доказательно и объективно.
Прежде чем перейти к предмету лекции, я хотел бы сделать два предварительных замечания об эволюции нервной системы. Говоря просто, развитие мозга — это целый ряд дихотомий. Например, два полушария возникли у довольно развитых животных. Правое и левое полушарие приобрели в дальнейшем разные функции: целостного восприятия — правое полушарие, и дискретного, логического — левое полушарие. Кроме этого мозг человека различается по признаку пола: у женщин наблюдается тенденция к более целостному восприятию, у мужчин — к более логическому, дискретному.
Если рассматривать социальные роли мужчин и женщин, то в течение долгого времени они были традиционно разными. Мужчины играли более активную роль в социуме, женщинам отводилась роль домашней хозяйки, играющей подчиненную роль в семье и обществе. Женщина была существом, предназначенным для удовлетворения физиологических потребностей мужчин. Эти взгляды нашли свое отражение в искусстве. Во многих классических произведениях живописи мы видим красивых женщин, женщин с грудными младенцами
Однако внутренний мир женщин намного более сложен, и им, как и мужчинам, свойственны и совсем иные качества, такие как агрессия, коварство, собственная сексуальность
После первой мировой войны Австрия из мировой державы превратилась в маленькое государство, в котором влияние самого государства и церкви существенно ослабели. Это дало толчок к развитию нового направления в искусстве, в котором отношения между мужчинами и женщинами рассматривалась под более реалистичным углом зрения. Представителями этого направления — направления модерна — стали такие художники, как Климт, Кокошка, Шиле. В их творчестве звучали мотивы сильных, временами уродливых, подсознательных и сознательных инстинктов, которые неизбежно выходили наружу.
Например, в работе Шиле виден другой тип женщины, более открытой, свободной и, может быть, несколько агрессивной. Или в работе Климта просматривается некий синтез сладострастия и агрессии. По сравнению с этим классический сюжет выглядит более театрально: красивая женщина с бутафорским мечом и мертвой головой (Кранах).
Происходило постепенное изменение морали и отношений между полами, так как они в большей мере соответствовали потребностям людей. Но поскольку в обществе сохранялся конфликт традиционной морали и современного мироощущения, в ряде случаев это могло приводить к психическим расстройствам и неврозам.
Эрик Кандель считает, что идеи Фрейда о психоанализе, о подсознательных явлениях в психике возникли под влиянием современной ему живописи, а может быть и были подсказаны живописным модерном. Фрейд предположил, что существует правильный и болезненный онтогенез сексуального развития с его определенными стадиями. При этом нарушения правильного онтогенеза приводят к запрятанным в подсознание комплексам, для лечения которых и был создан психоанализ.
Эрик Кандель показал довольно много живописных работ, в которых прослеживается смена сексуальной морали близкой к ее трактовке в психоанализе Фрейда. К сожалению, большинство представленных работ относятся к разряду 18+. Во время лекции у меня изменилось представление о развитии психоанализа. Раньше я считал, что Фрейд сам от начала до конца придумал эту систему. Сейчас, я как Эрик Кандель, полагаю, что идеи психоанализа витали в воздухе, точнее были запечатлены в работах художников-модернистов. Может быть, поэтому психоанализ завоевал признание среди интеллектуалов, особенно в художественной среде.
Можно ли, исходя из современных тенденций в искусстве, предсказать появление новых идей в науке? На мой взгляд, это можно сделать только постфактум. Не будучи знатоком современного искусства, рискну предположить, что в современном искусстве сохраняются две тенденции.
Первая — это создание предельно простого образа. Например, груда кирпичей в Галерее Тейт в Лондоне. Принципы этого направления связаны с минималистским течениями в искусстве, известным произведением такого рода является картина Малевича «Черный квадрат». На мой взгляд, это соответствует также минималистскому направлению в физиологии, известному как «изучение мозга по одной клетке». Направления в современной физиологии очень развитого, представителем которого можно назвать самого Эрика Канделя.
Второе направление — психоделическое, видным представителем которого был Дали. В науке ему соответствует изучение измененных состояний сознания, что является одним из направлений в психиатрии.
Так что еще может рассказать немое, но образное правое полушарие левому? Мне кажется, что часто речь идет о некоторых интуитивных предсказаниях. Причем, предсказаниях, часто негативных, поскольку правое полушарие связано, главным образом, с негативными эмоциями. Таких примеров множество, это и упоминавшийся ранее «Черный квадрат», «Сикстинская мадонна» Рафаэля, Апокалипсис и др.
Расскажу о случае в венском Бельведере. Бельведер — это роскошное барочное здание, бывшая резиденция принца Савойского. Там много классической живописи, скульптур