Не в ВВП счастье: Достойный минимум
Результаты анализа, проведенного американскими психологами, имеют внушительную базу: 806526 участников опроса Gallup World Poll из 135 стран мира, более шести лет работы. Участникам предлагалось, помимо прочего, дать общую оценку своей жизни по шкале от нуля («худшая из возможных») до десяти («лучшая из возможных»), а также ответить на вопросы о позитивных и негативных переживаниях за последний день. Кроме того, в расчет принимались доходы участников и состояние экономики их стран (по данным отчетов МВФ).
Свой анализ этих данных провел психолог и «эксперт по счастью» Эдвард Динер (Edward Diener), который пришел к выводу о том, что субъективное ощущение счастья у среднего человека возникает при определенной комбинации текущего состояния, ожиданий на будущее и личного оптимизма.
Впрочем, для этого, кажется, и не обязательно быть экспертом: «Мы обнаружили, что рост доходов ведет к росту счастья, однако зависит от оптимистичности характера, отсутствия завышенных ожиданий от будущего... В общем, доход важен для счастья, но лишь при определенных обстоятельствах», — резюмирует Динер.
Вряд ли кто-то сомневался, что обычно увеличение доходов семьи повышает уровень ее жизни и ведет к росту позитивных эмоций. Однако теперь это можно считать установленным и доказанным фактом, причем ВВП страны на душу населения — показатель, который принято ставить весьма высоко — сказывался на счастье людей намного слабее.
Кстати, этот факт прекрасно согласуется с высказанным американским ученым Ричардом Истерлином (Richard Easterlin) утверждением, которое очень не любят вспоминать политики. В своих работах он показал парадоксальный, на первый взгляд, факт: экономический рост государства не ведет автоматически к росту удовлетворенности его жителей. Сам Истерлин полагает, что это связано с тем, что ожидания и запросы людей увеличиваются быстрее их реальных возможностей — даже при самом бурном росте экономики. С этим соглашаются и авторы новой работы: «Наши данные говорят, что рост доходов будет иметь какой-то эффект, лишь если запросы не растут еще быстрее. Получая больше, люди становятся счастливее. Но они могут быть разочарованы и этим, если ожидают получать еще больше».
По пресс-релизу АРА