Билеты по способностям: Идеальная очередь
«В Китае самолеты в 2010 г. перевезли 200 млн пассажиров — а в 1950 менее 10 млн. Однако рост пропускной способности авиатранспортной системы не успевает за растущим спросом, — рассказывает исследователь Тецяо Тан (Tie-Qiao Tang). — В результате всегда сохраняется определенный конфликт между перевозчиками и пассажирами».
Для того чтобы разгрузить и оптимизировать пассажиропоток, авиакомпании вдаются в каждую деталь процесса перевозки. Немаловажной среди них является регистрация и посадка пассажиров на борт — вспомните, этот процесс отнимает минимум час времени, за который самолет способен покрыть сотни километров. Для поиска оптимальных схем посадки используются и реальные наблюдения, и обсчет теоретических моделей.
По словам Тецяо Тана, наиболее часто в этих работах рассматриваются две принципиальные схемы посадки: современная, с точным местом для каждого пассажира, и схема без определенных мест, когда каждый занимает любое из свободных кресел. Ну а сам Тан с коллегами предложили недавно третий путь, который, по их словам, наиболее эффективен — тот, который учитывает индивидуальные особенности и способности каждого пассажира.
«У всех есть свои особенности. У каждого свой багаж, с которым приходится возиться больше или меньше; все тратят разное время на процесс регистрации и прохождения через ворота; каждый движется с большей или меньшей скоростью и на определенной дистанции от предыдущего», — перечисляет Тецяо Тан.
Проведенное его командой моделирование впервые учитывало все эти особенности. Оно показало, что схема без определенных мест — самая невыгодная, то и дело приводящая к заторам, толкотне и потере времени. Несколько лучше показала себя обычная схема регистрации и посадки. Хотя и в этом случае развить максимально возможные для них скорости движения смогли лишь пассажиры, идущие в числе первых. Медлительные пассажиры задерживали всех остальных, и в проходах снова возникали заторы.
Третий вариант, предложенный учеными, подразумевает распределение мест в салоне и проход на посадку в порядке, определяемом индивидуальными особенностями каждого пассажира. Точнее — его багажа: его размеры и форму вполне реально оценить с помощью автоматических средств. Распределив поток в зависимости от этого, ученые смогли добиться заметной экономии времени.
По публикации Phys.Org