Кулинария разума: Как прокормить мозг
В нашем мозгу насчитывается в среднем около 86 млрд нейронов, тогда как у самых развитых из приматов — горилл и шимпанзе — их всего порядка 33 и 28 млрд, соответственно. Это приятное количество дополнительных нервных клеток приносит нам массу преимуществ. Но зато и мозг приматов потребляет лишь 9% процентов от ресурсов организма. У человека же при весе около 2% от массы тела на мозг расходуется почти 20%.
Подсчитано, что если б человек был вынужден получать все необходимые для этого калории из необработанной растительной пищи, на жевание у него уходило бы не меньше девяти часов в сутки. Если есть только сырую пищу, то вам просто не хватит часов в сутках, чтобы добывать ее, есть и переваривать, имея такой большой и прожорливый мозг.
Каким же образом наши древние предки умудрялись набирать достаточно энергии, чтобы обзавестись мозгом, нейронов в котором примерно втрое больше, чем у высших обезьян? Один из популярных ответов на этот вопрос был дан в конце 1990-х гарвардским приматологом Ричардом Рэнгхэмом (Richard Wrangham). Он предположил, что взрывное увеличение размеров мозга у человека, произошедшее между 1,6 и 1,8 млн лет назад, связано с новым обретенным навыком — приготовления мясной и растительной пищи на огне.
Термическая обработка позволяет расщепить самые трудно пережевываемые и перевариваемые компоненты продуктов, в разы облегчая задачу получения нужных веществ и калорий. Исследования в лаборатории показали, что грызуны, питающиеся приготовленной пищей, растут быстрее и вырастают крупнее, расходуя меньше энергии на потребление пищи.
Новое исследование, проведенное бразильскими учеными под руководством Сюзаны Херкулано-Хозель (Suzana Herculano-Houzel), подтвердило эту логичную версию. Авторы поступили достаточно просто. Они взяли данные о количестве нейронов в головном мозге более чем трех десятков видов млекопитающих, в том числе 13-ти обезьян. А затем показали, что число нейронов прямо определяет размер мозга, а размер мозга — потребности его в энергии.
Узнав, каковы энергетические потребности каждого из исследуемых мозгов, они подсчитали, сколько времени затрачивает каждый вид на покрытие этих затрат при питании только сырой пищей. Для горилл это 8,8 часов, для орангутанов — 7,8, для шимпанзе — 7,3 часа, ну а для нашего вида — 9,3 часа. Иначе говоря, потребление неприготовленной пищи по определению накладывает ограничения на доступное количество энергии.
Впрочем, современным вегетарианцам о калориях беспокоиться не стоит. Если не доходить до крайностей, обычная «безживотная» диета позволяет есть заранее перемолотую в блендере, приготовленную на огне пищу, добавлять в нее достаточные количества жиров, белков и микроэлементов.
Обезьянам в дикой природе все это, разумеется, недоступно. Для них единственный способ увеличить мозг и сохранить «энергетический баланс» организма состоит в уменьшении размеров всего тела: 7−8 часов, затрачиваемых в сутки на поедание и переваривание пищи — это верхний разумный предел. Лишь готовка позволила нашим предкам остаться в этих границах и получать в несколько раз больше питательных веществ. А вот обезьянам, пока они не обратятся к чуду кулинарии, на разум рассчитывать нечего.
По публикации ScienceNOW