10 пришлых видов, которые приносят пользу экосистеме

Считается, что неродные (или инвазивные) живые организмы разрушают экосистему, в которую они попадают. Но есть и обратные примеры, когда «гости» приносят пользу на новом месте и даже спасают вымирающие виды.

10. Европейский зеленый краб и соленые болота Новой Англии

Краб
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Европейский зеленый краб — один из самых агрессивных инвазивных видов, съедающий все на своем пути. Он нанес непоправимый ущерб экосистемам многих прибрежных районов. Но оказался настоящим спасением для соленых болот полуострова Кейп-Код (Массачусетс). Местные болотные крабы практически уничтожили травянистое растение спартину изящную, а рытье многочисленных нор привело к эрозии почвы. Зеленые крабы вытеснили аборигенов, и болотная жизнь начала постепенно приходить в норму.

9. Трава спартина и калифорнийский пастушок-трескун

Калифорнийский пастушок-трескун
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пастушок-трескун попал в список вымирающих видов, поскольку город подступил вплотную к местам его обитания в заливе Сан-Франциско. Однако, лишившись привычной среды, пернатые приспособились вить гнезда в зарослях инвазивной травы спартины. Которая, к слову, тоже поучаствовала в разрушении местной экосистемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

8. Японская белоглазка и гавайские цветы

Японская белоглазка
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Японскую белоглазку завезли на Гавайи в конце 1920-х для борьбы с жуками. Постепенно заморская гостья заняла доминирующую позицию, поставив аборигенов на грань выживания. С исчезновением местных пернатых угроза нависла и над растениями-эндемиками. Но белоглазка справилась с задачей опыления, как минимум, двух видов цветущих деревьев. Ранее считалось, что японские птички только пьют нектар и не переносят пыльцу.

7. Кустарник тамариска и гнезда ивовой мухоловки

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тамариск высадили в США для контроля над эрозией почвы, поскольку это растение поглощает много воды. Однако вскоре стало ясно, что вреда от кустарника больше, чем пользы: он иссушает речные берега и тем самым уничтожает ивы, в которых гнездится ивовая мухоловка. К счастью, исчезающая птица смогла приспособиться к новым условиям и теперь выводит птенцов в зарослях тамариска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. Гигантская черепаха и эбеновые деревья Маврикия

Черепаха
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2000 году на острове Белых цапель около Маврикия поселили слоновых черепах с атолла Альдабра (Сейшелы). Они заменили местных исполинских черепах, уничтоженных человеком. Вымершие пресмыкающиеся питались плодами эбенового дерева и распространяли семена по всему острову. Их вымирание вкупе с варварской вырубкой поставило уникальные растения под угрозу исчезновения. Черепахи с Альдабра отлично справились с функцией садовников, запустив процесс восстановления рощ эбеновых деревьев.

5. Желтоголовая кваква на Бермудах

Птица
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прибыв в XVII веке на Бермуды, английские колонизаторы быстро истребили местный вид цапель — доверчивых и непуганных бермудских квакв. В результате резко возросла численность земляных крабов, которыми питались исчезнувшие птицы. Баланс экосистемы был нарушен. В конце 1970-х из Флориды на острова завезли желтоголовую квакву, родственницу вымерших пернатых. Инвазивный вид прижился на новом месте и уменьшил популяцию крабов, составляющих 95% рациона пришлых птиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Полосатые мидии и Великие озера

Полосатые мидии
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На первый взгляд, инвазивные полосатые мидии не заслуживают доброго слова. Быстро размножаясь, они заполнили собой весь ареал Великих озер и вытеснили местные виды моллюсков. Кроме того, полосатых захватчиков обвиняют в распространении ботулизма типа Е, убившего тысячи птиц на озере Мичиган. Но и от плохих мидий есть толк: благодаря их фильтрующим свойствам вода озер стала заметно чище и прозрачнее. А это, в свою очередь, благотворно сказалось на популяции лосося.

3. Инвазивные виды деревьев и заброшенные поля Пуэрто-Рико

Цветок
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате нерационального ведения сельского хозяйства многие участки земли в Пуэрто-Рико пострадали от эрозии. Люди оставили неплодородные наделы. Почва была настолько истощена, что на ней не прижились даже местные дикие деревья. Менее прихотливыми оказались инвазивные виды — альбиция высокая, африканское тюльпанное дерево, розовая яблоня и другие деревья смогли пустить корни на заброшенных пашнях. Экологи надеются, что со временем под сенью неродной флоры расцветут и растения-эндемики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Бабочка-монарх и эвкалипты

Бабочка
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жители Калифорнии высаживали многие инвазивные растения в декоративных целях. Для некоторых бабочек привезенные цветы оказались ядовитыми, другие же только выиграли от появления новых насаждений. Например, бабочка-монарх, пострадавшая от вырубки лесов вдоль побережья центральной Калифорнии, нашла новое пристанище для зимовки в инвазивных эвкалиптах.

1. Медоносные пчелы в Северной Америке

Пчела
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1600-х пчел в Северную Америку завезли европейские переселенцы. Коренные американцы называли невиданных насекомых «мухами белого человека» . Сейчас медоносные пчелы активно участвуют в опылении растений, являясь неотъемлемой частью североамериканской экосистемы. А о том, что они тут неродные, никто уже и не помнит.