Раскаляемся: На планете становится жарко
Нынешним летом мы столкнулись с уже привычной «аномальной» жарой, и последствия этого процесса выходят далеко за границы простого неудобства. Влияние растущей температуры на сельское хозяйство и целые экосистемы грозит стать критическим. Это уже не шутки.
Американские ученые провели масштабное статистические исследования средней летней температуры с 1951 г. и ясно показали, что в последние годы частота периодов, характеризующихся как «жарко», «очень жарко» и «аномально жарко», достоверно выросла. К примеру, «аномально жаркая» погода в 1951—1980 гг. случалась на территориях, занимающих менее 1% площади суши Северного полушария. А уже с 2006 г. такие периоды наблюдались на 10% каждое лето.
Из-за естественной гибкости и вариабельности климата достоверно выявить фактор роста температуры не так-то просто. Именно поэтому авторы обратились не к изменениям температуры, а к частоте проявления ее отклонений от нормы. Необходимые данные собираются уже не одно десятилетие, а применив к ним необходимые статистические методы, стали весьма наглядными.
Взгляните хотя бы на иллюстрации слева: гауссиана средней летней температуры над сушей Северного полушария начиная с 1980-х резко смещается в сторону жары, ее правое плечо становится не только более длинным, что соответствует все большему росту температуры, но и более высоким, соответственно все большей частоте таких событий. Параллельно этому левое «холодное» плечо кривой все более сокращается и сжимается.
Достаточно сказать, что жаркие аномалии за последнее десятилетие случались на 75% территории суши, тогда как в период 1951—1980 гг. — лишь на 33% за десятилетие. Да и само понятие аномальной жары, как можно видеть из кривой, понемногу меняется, смещаясь ко все большей температуре. Становится жарковато.
По пресс-релизу NASA