От блога до кассы: Разговоры об успехе
Изначально темой работы японских исследователей из группы Акиры Ишии (Akira Ishii) были механизмы распространения информации — слухов и сплетен — через блоги и социальные сети, такие как Twitter или Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). К миру кино они обратились лишь в качестве удобного примера: авторы оценивали число упоминаний фильма начиная со срока в несколько недель до начала проката и заканчивая несколькими месяцами спустя. Неудивительно, что пик упоминаний приходится на первый день проката, а затем это число постепенно снижалось, с небольшими пиками в выходные дни. Ровно так же ведет себя и типичный график кассовых сборов.
Используя данные по сборам и упоминаниям в Сети целого ряда кинофильмов — в том числе, таких хитов как «Человек-паук 3» и «Код Да Винчи» — а также точные сведения о проведенных в Интернете рекламных кампаниях, ученые разработали теоретическую модель, позволяющую с высокой точностью предсказать ежедневные кассовые сборы. При этом в качестве исходной информации учитываются не только сами упоминания, но и популярность соответствующих страниц или записей в блоге.
По мнению ученых, такие же модели могут быть получены и для ряда других продуктов — например, музыкальных альбомов. Более того, Акира Ишия утверждает, что ему удалось успешно предсказать и итоги нескольких выборов, прошедших в Японии. Правда, выборное законодательство все равно не позволяет «своевременно», до окончания голосования, обнародовать или каким-либо способом представить эти прогнозы.
Стоит отметить, что сами по себе публикации в блогах и социальных сетях предсказать нельзя. Это значит, что предложенный японцами метод позволяет экстраполировать величину кассовых сборов максимум на неделю вперед, и скорее раскрывает некоторые новые механизмы, нежели служит реальным инструментом прогнозирования. В любом случае, заранее сказать на этой основе о том, каковы будут общие сборы, нельзя.
По публикации ScienceNOW