Ученые прятки: Поиски в виртуальности
Впрочем, авторы работы, канадские психологи из команды Марсии Спетч (Marcia Spetch) надеются, что их работа поможет не криминальным элементам, а наоборот, позволит повысить безопасность обычных людей, создав более эффективные методики поиска контрабанды или, скажем, потенциально опасных предметов на входе в аэропорт.
Набрав 102 добровольцев, ученые начали эксперимент с обычной комнаты, уставленной обычной мебелью — столами, стульями, компьютерами
Обнаружилось, что добровольцы использовали разные стратегии для сокрытия и поиска: к примеру, человек мог прятать карты посередине комнаты, а искать чужие в углах. Иначе говоря, он ожидает, что другие будут прятать предметы там, где сам он делать этого не станет.
На втором этапе копия этой комнаты была воссоздана в виртуальной реальности, что позволило исследователям гибко и быстро менять расположение мебели, дверей, окон
Почему люди обычно ищут не там, где прячут сами, остается загадкой. Одно из возможных объяснений состоит в том, что эти два типа поведения контролируются разными областями мозга. Для проверки этой версии можно было бы фиксировать активность нейронов у добровольцев в ходе прятания и поиска с помощью томографии (такой работы авторы не проделали).
Авторы же работы предлагают, что, раз уж между реальным и виртуальным в плане стратегии сокрытия и обнаружения разницы нет, то можно было бы воссоздавать в виртуальности обстановку реальных мест, потенциально привлекательных для всякого рода террористов, и заранее определять наиболее вероятные места заложения бомб, мин и прочей адской машинерии. Возможно, рано или поздно этот процесс удастся полностью автоматизировать — но это дело далекого будущего. А в ближайшем работу канадцев наверняка возьмут на вооружение разработчики компьютерных игр, многие из которых построены на поиске спрятанных артефактов.
По публикации ScienceNOW