Вспомнить кое-что: Стимуляция воспоминаний

Мы уже рассказывали о подходе, который теоретически позволит стирать ненужные, тяжелые воспоминания («Как редактировать память»). Однако две новые работы открывают обратные перспективы — возможность вызывать в памяти события, особенно важные или приятные.
Первая из этих работ проведена калифорнийскими биологами из группы Марка Мэйфорда (Mark Mayford). Им удалось получить генетически модифицированную линию лабораторных мышей, способных вспоминать определенные события в ответ на введение им клозапина, антипсихотического лекарственного препарата. Нейрофизиологически эти мыши устроены немного необычно. Соответствующие виды активности — например, исследование нового пространства — стимулируют у них на нейронах появление рецепторов клозапина. Так что если затем им ввести этот препарат, те же самые нейроны начинают проявлять активность. В мозге возникают воспоминания.
Авторы предположили, что такой подход может мешать работе нормального механизма формирования новых воспоминаний. Чтобы проверить эту идею, они поместили мышь в клетку с непрозрачными белыми стенками. На следующий день они ввели ей клозапин, и сразу за тем пересадили в другую клетку, со стенками в клетку, где мышь получила несколько небольших, но неприятных электрических разрядов. Ученые решили, что если их версия справедлива, то вызов воспоминаний, стимулированный клозапином, не позволит мыши сформировать новые воспоминания о «плохой» клетке. И в самом деле, когда еще днем позже мышь снова была посажена в клетчатую клетку, она не демонстрировала совершенно никаких признаков стресса и страха, обычных в такой ситуации.
Однако все изменила еще одна инъекция клозапина, сделанная во время нахождения мыши в «опасной» клетке. Она моментально замерла, будто вспомнив, где именно находится. Авторы работы полагают, что это происходит потому, что в ходе первой инъекции активизация старого воспоминания не позволила грызуну сформировать полноценный новый опыт, который «перепутался» со старым. Однако второй сеанс «распутал» их — возможно, старое воспоминание проступило более ярко, и на его фоне новый опыт выделился достаточно заметно.
Вторая работа на эту тему проведена командой Нобелевского лауреата Судзуми Тонегавы (Susumu Tonegawa). Авторы внедрили светочувствительные рецепторы в группу клеток гиппокампа, части головного мозга, играющей ключевую роль в формировании воспоминаний, особенно связанных с сильными эмоциональными переживаниями — например, с тем же страхом. Затем мышь подвергалась тем же испытаниям в «опасной клетке», что и в опытах предыдущей группы — и снова возвращалась в обычную клетку с белыми стенками. Затем ученые воздействовали на светочувствительные клетки гиппокампа с помощью лазера, активируя их — что приводило к немедленной активизации недавних воспоминаний. Мыши демонстрировали все признаки страха, несмотря на то, что никаких внешних причин действовать таким образом не было.
По публикации ScienceNOW