У подростка в голове: Структурное взросление
Несмотря на широчайшее распространение и популярность тестов на коэффициент интеллекта (IQ) — а может, и благодаря этой популярности, специалисты уже не одно десятилетие бурно спорят о том, что же именно измеряет этот показатель. Однако большинство сходятся в главном: уровень IQ позволяет оценить способности человека к обучению и решению определенного круга задач, а также — в некотором приближении — предсказать его будущие академические и деловые успехи. Показатели IQ, считается, сохраняются практически неизменными на протяжении большей части жизни: достигнув определенного уровня в детстве, они остаются на нем до глубокой старости. Даже активное увлечение всевозможными развивающими и логическими играми ситуацию не меняет (читайте: «Игры с IQ»).
Однако эти представления подвергаются весьма большому сомнению в новой работе лондонских психологов во главе с Кэти Прайс (Cathy Price). Ученые подвергли тестированию 33-х подростков (19 мальчиков, 14 девочек) сперва в 2004 г., когда им было от 12 до 16 лет, а затем в 2008 г., когда те подросли до 15−20 лет. Показатели IQ оценивалиcь отдельно по вербальному (речевому) и невербальному тестам, и в процессе обоих видов тестирования добровольцы исследовались на томографе, что позволило отследить активность их мозга при выполнении вербальных (таких как чтение или называние объектов) и невербальных (собирание мозаики) задач.
Исследование выявило весьма заметные изменения: разница в результате между двумя тестированиями у одного подростка могла достигать 20 пунктов (при среднем значении IQ 100). Испытуемые могли улучшить прошлый результат, или наоборот, показать худший, причем в вербальных и невербальных тестах изменения могут происходить в противоположных направлениях.
Этим драматическим изменениям соответствует и то, что удалось получить с помощью томографии. К примеру, у подростков, у которых результаты в вербальном тесте IQ выросли, обнаруживалось и заметное увеличение плотности серого вещества в областях, связанных с речью. А у тех, которые улучшили результаты при выполнении невербальных задач, изменения затронули двигательные области. Как подчеркивает Кэти Прайс, ясно, что изменения в психике подростков — не иллюзорны и не субъективны, они объективно отражаются в структурных перестройках мозга.
Жаль, что объяснить эти резкие изменения пока невозможно. Но, по крайней мере, мы теперь будем помягче реагировать на все подростковые буйства. В самом деле, в головах у них происходит нечто очень серьезное.
По публикации ScienceNOW