Драгоценная Вселенная: Из звезды — в алмазы

Ювелирная работа гравитации: под ее мощным давлением богатая углеродом планета превратилась в один колоссальный алмаз.
Драгоценная Вселенная: Из звезды — в алмазы

Вообще, существование огромных углеродных монокристаллов, формирующих целые планеты и даже звезды, предполагалось и ранее. Находились даже кандидаты на звание этих экзотических (и бесценных) объектов, и мы рассказывали о них в заметке «Небо в алмазах». Однако новая находка, распложенная в 4 тыс. световых годах от Земли, в созвездии Змея, интересна не только этим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Алмазная» планета размерами примерно впятеро больше нашей вращается вокруг другой редкости, миллисекундного пульсара. Пульсарами становятся мелкие и сверхплотные нейтронные звезды, которые за счет очень быстрого вращения испускают периодические всплески, импульсы излучения в радио-, оптическом, рентгеновском и гамма-диапазонах. По современным данным, до 70% таких нейтронных звезд, превратившихся в миллисекундные пульсары (всплески от которых фиксируются с периодичностью порядка 1 мс), существуют в рамках двойных систем и имеют компаньонов. Как правило, это белые карлики — таких пар найдено сегодня около 180-ти. И до сих пор был известен лишь один пульсар в паре с планетой, обнаружен он был еще в 1992 г. Так что теперешняя находка — редкость вдвойне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По оценке астрономов, пульсар PSR J1719−1438 совершает более 10 тыс. оборотов вокруг своей оси в минуту. По плотности это настоящая нейтронная звезда: имея около 20 км в диаметре, весит она в 1,4 раза больше, чем Солнце. Скорее всего, происхождение пульсара также весьма типично. Некогда одна из звезд двойной системы погибла во взрыве сверхновой, отбросив внешние оболочки. Внутреннее ядро, бешено закрутившись, все более сжималось — и поскольку массы его было недостаточно для появления черной дыры, закончила судьбу в виде нейтронной звезды. Ну а вторая звезда пары, менее крупная, сперва раздулась красным гигантом, а затем уменьшилась до безжизненного белого карлика (такая судьба ждет и наше любимое Солнце). И нейтронная соседка все это время тянула и тянула от нее материю, все увеличивая скорость своего вращения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта картина вполне обычна для подобных пульсаров; необычно то, что последовало затем. Часто такая система стабилизируется на долгие годы: белый карлик, понемногу теряя массу, остается на орбите близ нейтронной звезды-пульсара. Иногда он окончательно притягивается и уничтожается пульсаром — все зависит от расстояния между ними, соотношения масс и других факторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В данном же случае нам попался действительно редкий экземпляр: астрономы полагают, что нейтронная звезда, проглотив свою компаньонку почти полностью, не сумела справиться с ее твердым ядром. Представьте, как это происходит: белый карлик вращается вокруг нейтронной звезды, притягивается ею и теряет часть своего вещества. Снизив массу, он испытывает меньшее притяжение от звезды и под действием центробежной силы отдаляется от нее — все это может повторяться снова и снова, пока не наступит тот или иной финал, или не будет найдено некоторое равновесие. Такой «консенсус» обнаруживается и здесь. Потеряв более 99,9% своей первоначальной массы, мертвая звезда уже не может называться звездой и квалифицируется, как планета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как ни забавно, но размеры этой планеты на порядки больше, чем у ее звезды — диаметр ее оценивается в 60 тыс. км. Полный оборот она совершает чуть более чем за два часа, а радиус орбиты примерно соответствует радиусу нашего Солнца. Ну а высокая плотность и содержание углерода, по мнению ученых, могут говорить о том, что планета покрыта кристаллической формой этого элемента. Скорее всего, именно алмазом.

По пресс-релизу The University of Manchester