Антипротоновый пояс: Еще одна аномалия
Наша планета подвергается непрерывной бомбардировке космических лучей — порождений далекого космоса, частиц и атомных ядер, появившихся в недрах звезд и других могучих «фабрик» (происхождение многих из этих частиц невыяснено до сих пор), и разогнанных до околосветовых скоростей. Львиную долю этих частиц составляют протоны, электроны и ядра гелия. Сталкиваясь с ядрами атомов в верхних слоях земной атмосферы, они порождают новые поколения «дочерних» частиц. Нередко такие потоки частиц удается наблюдать с Земли.
Расчеты показывают, что в ходе подобных столкновений должны образовываться и античастицы — точнее говоря, антипротоны. Это ставит интересный вопрос о том, что происходит с этими антипротонами в дальнейшем. Разумеется, множество из них аннигилирует при столкновении с частицами обычной материи. Но все ли? Некоторые специалисты полагают, что не все — и что выжившие антипротоны, уловленные глобальным магнитным полем планеты, должны собираться в некоем «резервуаре», формируя вокруг планеты пояс антиматерии. Эта интересная догадка недавно получила самое непосредственное подтверждение: пояс антипротонов был найден.
Поисками следов этих частиц занимался зонд PAMELA, выведенный на низкую околоземную орбиту еще в 2006 г. Точнее говоря, он вел измерения антипротонов в составе космических лучей, однако, вращаясь над Землей, он ежедневно проходил над знаменитой Южно-Атлантической магнитной аномалией.
Эта область оказывает сильнейшее влияние даже на радиационный пояс Земли (пояс Ван Аллена) — области магнитосферы, где удерживаются некоторые заряженные частицы, проникшие в нее из космоса. В области Южно-Атлантической магнитной аномалии радиационный пояс находится ближе к поверхности Земли, чем где бы то ни было. В итоге зонд PAMELA в своем движении проходил прямо через «резервуар» накопленных в радиационном поясе частиц, и если среди них имелись антипротоны, он должен был их заметить.
Кстати, эта аномалия является сущей головной болью для специалистов и ученых. Несколько раз в день, когда телескоп Hubble проходит над ней, его приходится выключать, чтобы не повредить чувствительное оборудование. Учитывали ее опасность и при создании МКС: на станции пришлось устанавливать дополнительную защиту.
Лишь недавно команда, работающая с зондом, объявила о завершении необходимого анализа полученных данных, в рамках которого рассматривались как раз те моменты, когда аппарат проходил над Южно-Атлантической магнитной аномалией. В общей сложности датчики PAMELA обнаружили 28 случаев наблюдения антипротонов. Это очень много, на три порядка больше, чем если бы зонд улавливал просто обычный поток солнечного ветра, и это ясно подтверждает гипотезу о появлении антипротонов и улавливании части их магнитным полем Земли.
Читайте также: «Война частиц и античастиц».
По сообщению MIT Technology Review / Physics ArXiv Blog