Вирус на двух стульях: Иммунологический детектив

Настоящее иммунологическое расследование пришлось провести, чтобы установить первый доказанный случай передачи аденовируса между обезьянами и человеком.
Вирус на двух стульях: Иммунологический детектив

Все началось весной 2009 г., когда одна из обезьян-прыгунов (иногда их называют обезьянами-тити), обитающих в исследовательском центре California National Primate Research Center, заболела пневмонией. Инфекция стала распространяться, и несколько недель спустя 19 животных умерли, причем болезнь передалась и трем работникам центра. Ученых крайне заинтересовал этот случай: он стал первым, для которого удалось продемонстрировать прямую передачу аденовируса от обезьян людям.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Аденовирусы — сравнительно крупные ДНК-содержащие вирусы, вызывающие респираторные заболевания не только у людей, но и у других животных, хотя до сих пор считалось, что от одного вида к другому эти инфекционные агенты передаваться не могут, будучи адаптированными строго для «своего» вида.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно аденовирусная инфекция 14 мая 2009 г. вызвала у обезьяны-прыгуна пневмонию. Вскоре животное начало впадать в забытье и отказывалось от пищи. Сотрудники исследовательского центра вводили ей жидкость и антибиотики внутривенно, однако лечение результата не принесло, и пять дней спустя обезьяну пришлось усыпить. Но на этом все совсем не закончилось. Четыре недели спустя с аналогичными симптомами «слегла» вторая обезьяна — и болезнь пошла по нарастающей. К июлю болели 23 прыгуна из стаи в 65 особей, причем 19 случаев закончились смертью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследованием вируса занималась группа инфекционистов во главе с Чарльзом Чу (Charles Chiu). Ученые брали у умерших обезьян образцы легочной ткани для анализа, и в результате обнаружили, что инфекцию вызвала ранее неизвестный вид аденовируса, который получил название «аденовирус обезьян тити» (Titi Monkey AdenoVirus, TMAdV). Впрочем, самым интересным представлялся вопрос о происхождении вируса. Крайне маловероятно, чтобы он появился непосредственно в обезьянах-прыгунах — как говорит профессор Чу, «хозяева, подверженные инфекционной болезни, редко бывают тем видом, в котором инфекция впервые появляется». Так что ученые заинтересовались, не наблюдались ли симптомы простудных заболеваний в период эпидемии у кого-нибудь из персонала исследовательского центра?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И действительно, один из лаборантов, имевший ежедневный контакт с обезьянами, сообщил, что у него был легкий жар, головная боль, сухой кашель и ощущение жжения в легких — словом, все знакомые признаки респираторного заболевания, вызванного аденовирусом. Расследование показало, что в последующие недели сходные, хотя и не столь сильные, симптомы появились и у двух членов его семьи. Впрочем, тогда ни сам лаборант, ни его близкие не сочли проблему серьезной, и к врачам не обращались.

Спустя примерно месяц все они благополучно излечились — к сожалению, именно по этой причине непосредственно получить у них частицы подозрительного вируса ученые уже не смогли. Зато из анализа крови были выделены выработавшиеся естественным образом антитела, которые можно было сравнить с антителами, которые имеются у заболевших обезьян. Догадка подтвердилась: вирус TMAdV был передан то ли от людей к обезьянам, то ли наоборот — во всяком случае, в обоих случаях вирус был один и тот же.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На всякий случай, ученые провели поиск тех же антител у 81 добровольца из разных западных штатов США, и ни у одного их обнаружено не было. Это позволяет довольно уверенно считать, что источник вируса — не люди. Казалось, «преступник» готов ускользнуть.

Но затем сотрудники Чарльза Чу предприняли еще одну попытку и проанализировали кровь уже всех обезьян, обитавших в центре CNPRC. Тут-то и обнаружилась некая макака-резус, по всем признакам совершенно здоровая, в крови которой при этом фиксировались заметные количества антител к аденовирусу TMAdV. В итоге ученые проследили весь запутанный путь инфекции: скорее всего, вирус появился у макаки, после чего передался лабораторным работникам, и уже от них попал к обезьянам-прыгунам. Возможна, кстати, и прямая передача от макак к прыгунам — например, через медицинские инструменты или лабораторное оборудование. В этом случае передача человеку стала для болезни «тупиковым» направлением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом деле, для человека TMAdV, видимо, не представляет сколько-нибудь серьезной опасности. Однако сам факт переноса инфекции между видами говорит о том, что подобными способностями могут обладать намного больше патогенов, чем мы полагали до сих пор. «Мы лишь прикоснулись к верхушке айсберга», — уверен Чарльз Чу.

Между прочим, аденовирусы, возможно, виноваты даже в такой проблеме, как ожирение. Читайте: «Почему толстеет мир».