Я и они: Ложь, наглая ложь и воспоминания
Поучительный эксперимент, проведенный группой израильских ученых из команды профессора Ядина Дудаи (Yadin Dudai), состоял из четырех шагов. На первом заранее отобранные добровольцы, разделенные на немногочисленные группы, просматривали документальный фильм. На втором шаге, три дня спустя, они по одиночке приходили к ученым и проходили небольшой тест, отвечая на вопросы касательно этого фильма — параллельно экспериментаторы уточняли у них, насколько уверены те в своих ответах.
Самое интересное начиналось потом. Испытуемые снова посещали лабораторию для повторения теста, но при этом ученые уже следили за активностью их мозга с помощью томографа. А главное — им демонстрировались (не настоящие) ответы других членов группы, параллельно с их фотографическими портретами. Среди этих ответов были заранее заложены и явно неправильные. Как и стоило ожидать, даже те из участников, которые прежде давали верные ответы, под давлением мнения группы нередко отвечали «как все» — такое происходило в 70% случаев.
В этой цифре нет ничего нового: ни для кого, наверное, не секрет, сколь подвержены мы слепому конформизму под давлением социума. Но ученых интересовало другое — просто ли меняли добровольцы свое мнение, или менялись сами их воспоминания? Для этого был предусмотрен четвертый шаг эксперимента.
Добровольцев снова приглашали в лабораторию для прохождения теста, и снова все повторялось — с тем отличием, что на сей раз им «раскрыли карты», заявив, что демонстрировавшиеся в прошлый раз ответы других членов группы были лишь случайным набором вариантов, которые выдал компьютер. В этом случае часть людей, действительно, вернулись к своим первоначальным правильным ответам. Но — и тут самое удивительное — почти половина остались верны своим заблуждениям. Ученые сделали вывод, что ложные воспоминания у них не только образовались под давлением предыдущего опыта, но и благополучно закрепились.
Действительно, даже анализ данных, полученных на томографе, подтвердил, что картина ложных воспоминания и «временного помутнения» под социальным давлением открывается разная. Наиболее яркой особенностью ложных воспоминаний, по словам ученых, стала сильная совместная активация и взаимосвязанная работа двух областей мозга — гиппокампа и миндалевидного тела.
Это выглядит совершенно логичным, ведь гиппокамп играет ключевую роль в работе долговременной памяти, а миндалевидное тело — в формировании эмоций и социализации. Получается, что миндалевидное тело служит своего рода интерфейсом между механизмами социальности и памяти, и для того, чтобы событие было отправлено на длительное хранение, миндалевидное тело должно его «рассмотреть» и «утвердить» на соответствие текущей социальной картине. Соответственно, давление со стороны окружающих вполне способно не просто изменить наше мнение, но и сформировать его. Каким бы оно ни оказалось.
Читайте также о том, как подавление активности всего одного фермента позволяет стереть память: «Мозг-RW».
По пресс-релизу Weizmann Institute of Science