Смертельная изобретательность: Вязкий яд

Принято считать, что ядовитые змеи впрыскивают свой яд в жертву через полости в зубах, которые напоминают иглу шприца. Однако на самом деле полых зубов у большинства змей и других ядовитых рептилий вообще нет. И доставить яд под кожу жертвы помогает им еще более интересный механизм.
Теги:
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще коллеги-биофизики Лео Фон Хеммен (Leo von Hemmen) из Германии и Брюс Янг (Bruce Young) из США занимаются совместными исследованиями слуха у пресмыкающихся. И лишь случайно, обсуждая свою работу, они задумались над тем фактом, что лишь редкие виды змей (в частности, гадюки) имеют действительно полые ядовитые зубы, через которые после укуса яд попадает в тело жертвы. Таких змей не более 1/7 от общего числа ядовитых видов, остальные же используют другие подходы.

Типичные представители этой группы — мангровые змеи (Boiga dendrophila). Используя острейшие клыки, они протыкают кожу жертвы, и яд просто стекает по зубам в ранки. Имеется и другой подход: у некоторых других змей на зубах имеется бороздка, нечто вроде «стока» для яда (взгляните на иллюстрацию). Все это — факты хорошо известные, вопрос же состоит в том, как такие простейшие механизмы обеспечивают эффективное проникновение яда в рану. Ведь даже обычное перо, отлично задерживая жидкость, должно было бы полностью обезопасить птицу от ядовитого укуса. Чтобы выяснить это, ученым пришлось копнуть глубже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Они провели анализ сил поверхностного натяжения и вязкости для различных проб змеиного яда и показали, что яд этот обладает вязкостью поразительно высокой, да поверхностное натяжение довольно велико, примерно как у воды. Эти факторы обеспечивают отличное сцепление стекающей жидкости с поверхностью зуба. С точки зрения эволюции, — резюмируют ученые, — ядовитые змеи совершенствуют два фактора успешной доставки яда в организм жертвы: форму бороздок на ядовитых зубах и вязкость самого яда.

Более того, ученые показали, что в момент укуса яд, стекающий по бороздкам зубов, и ткань жертвы, в которую они впились, временно образуют единую систему, в которой ткань действует на манер промокательной бумаги, буквально впитывая яд в себя. И змеиный яд стимулирует этот эффект: структура его такова, что вязкость быстро падает при сотрясении. Иначе говоря, он представляет собой настоящую неньютоновскую жидкость, совсем как обычный кетчуп, который «размягчается» при сотрясении бутылки — подробнее об этом читайте в заметке «Фактор шока».