Вкус генетики: Кофейные разговоры

Есть два типа людей. Одни жить не могут без кофе, другие не понимают, в чем его «прикол». И, видимо, разница тут – на уровне генетическом.
Вкус генетики: Кофейные разговоры

С «кофеманией» гарвардская исследовательница Мэрилин Корнелис (Marilyn Cornelis) знакома не понаслышке. Ее собственный отец выпивает в день обычно десяток кружек горького напитка: «Он даже спать не ложится, не выпив кофе», — говорит она.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предыдущие исследования, поставленные на близнецах, показали, что такое чрезмерное пристрастие к кофе может быть существенно связано с особенностями человека на генетическом уровне. Однако никто не знал, какие гены и каким образом участвуют в этом. Так что Мэрилин Корнелис с коллегами из большой команды, объединившей ученых из шести институтов и университетов, занялась этим вопросом.

Работа охватила более 47 тыс. взрослых добровольцев, у которых были забраны пробы ДНК и изучены «кофейные» пристрастия. Ученые попробовали выявить и оценить какие-то особенности в генах тех, кто демонстрировал наиболее выраженную «кофеманию». Для этой цели существует специальная методика, GWAS, которая и позволила выявить два момента, отличающие самых страстных потребителей кофе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один выявленный фрагмент ДНК расположен сразу за геном CYP1A2. Кодируя белок-цитохром, он наиболее активно экспрессируется в печени и прекрасно знаком исследователям физиологии потребления кофе — именно он утилизирует до 95% всего поступающего в организм кофеина. Те люди, которые несут максимум (т.е. две) копии этого фрагмента близ CYP1A2, потребляли в среднем на 40 мг кофеина больше, чем те, у которых их минимум (ни одной).

Но разница эта недостаточно велика, чтобы объяснить весь разброс в объемах потребления кофе. По мнению Мэрилин Корнелис, работу просто необходимо продолжить, чтобы выявить другие тонкие различия, видимо, оставшиеся вне поля зрения настоящего исследования.

О физике, химии и физиологии приготовления и питья кофе мы, кстати, рассказывали в статье «Глубоко сокрытый вкус».