Джастин Саймон (Justin Simon) и его коллеги исследовали небольшой фрагмент известного метеорита Альенде, упавшего на территорию Мексики в 1969 г. Точнее говоря, объектом служили крохотные «зернышки» кальциево-алюминиевых включений (Calcium-Aluminum-Rich Inclusion, CAI), которые нередко обнаруживаются в составе метеоритов. Ученые полагают, что CAI были едва ли не первыми твердыми образованиями, сконцентрировавшимися из окружавшего еще не до конца сформировавшееся Солнце газового облака, задолго до появления планет.
Зародыш планеты: Большое путешествие в прошлом
Возраст изученного Саймоном с коллегами включения составляет ориентировочно 4,57 млрд. лет. Ученые сравнили содержание изотопов кислорода в различных слоях включения. Дело в том, согласно современным моделям, содержание кислорода-16 и кислорода-17 в разных областях формирующейся Солнечной системы различалось. Соответственно, установив их соотношение в разных слоях CAI, авторы намеревались проследить его движение в пределах протопланетного облака, из регионов, богатых кислородом-16 — к регионом, им бедным. Оказалось, это крохотное зернышко проделало огромный путь.
Сформировалось оно в непосредственной близости от протосолнца, после чего переместилось дальше, в газопылевое облако, где только-только начинался процесс образования планет. Затем зернышко снова вернулось ближе к Солнцу (или, возможно, просто временно покинуло плоскость газопылевого диска). В конце концов оно стало частью метеорита, видимо, оказавшись в Поясе астероидов — ну и, наконец, прибыло на Землю.
Такая картина прекрасно согласуется с существующими взглядами на формирование Солнечной системы. Множество непрерывно мигрирующих CAI сформировались еще на ранних его этапах и, в конце концов, некоторые из них стали «зародышами» зарождавшихся планет. Быстрое их движение, видимо, происходило под действием протосолнца, его магнитного поля и излучения.
Читайте также про крайне интересный подход к описанию появления планет Солнечной системы, ставящий все буквально с ног на голову: «Рождение наоборот».
По пресс-релизу Lawrence Livermore National Laboratory