Действительно плохая погода: Без воды

Ученые исследовали самую сильную засуху в истории человечества – и решили, что теперь она вряд ли повторится. По крайней мере, не по тем же причинам.
Действительно плохая погода: Без воды

Работа проведена международной группой ученых, возглавляемых американским профессором и популяризатором науки Куртом Стейджером (Curt Stager). Объединив более 40 палеоклиматических свидетельств, полученных их осадочных пород со дна озера Таганьика и других областей в Африке, авторы изучили период самой сильной засухи за последние 50 тыс. лет. Она поразила Африку и Южную Азию примерно 16−17 тыс. лет назад, в конце последнего ледникового периода. Эти события самым кардинальным образом повлияли на жизнь людей той палеолитической эпохи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мега-засуха, в честь впервые обнаружившего ее ученого названная «событием Хайнриха» (H1), стала едва ли не самым суровым испытанием человечества за всю его историю. Африканское озеро Виктория, сегодня — самое крупное в тропических широтах — пересохло полностью. Высохли обширные озера Тана в современной Эфиопии и Ван на территории Турции. Нил, Конго и другие крупные реки почти иссякли. Ослабли обычные для юга Азии летние влажные муссоны на всем ее протяжении, от Средиземноморья до Китая. Сезон дождей дождя почти не приносил.

Считается, что все началось с масштабного таяния арктических льдов. Массы холодной воды хлынули в северную Атлантику, приведя к локальному снижению температуры, что через довольно сложную цепочку сказалось на климате Африки и юга Азии, приведя здесь к сильнейшим засухам. Непосредственной причиной засухи, как считается, стало смещение к югу тропического пояса дождя — однако именно этот момент поставила под сомнение команда Стейджера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Если это смещение стало единственной прямой причиной, — говорит Курт Стейджер, — мы бы обнаружили признаки более влажного климата в более южных областях, куда сместились дожди. Но мы знаем, что засуха с не меньшей интенсивностью охватила и экваториальную Африку, и юго-восточные ее регионы. Пояс дождя, возможно, и сместился, но он также и существенно пересох».

Отсутствие объяснений механизмов той древней засухи заставляет с особенным волнением прислушиваться к мнениям о том, возможно ли подобное в наши дни — особенно на фоне фиксируемого повышения глобальной температуры («Становится жарко»). Однако Стейджер призывает не волноваться льда в современной Арктике намного меньше, чем было в те далекие годы, и, по словам профессора, он «был бы удивлен, если б подобное случилось сегодня — тем более, в таких масштабах». С учетом того, к чему мега-засуха способна привести при современной плотности заселения севера Африки и юга Азии, хотелось бы, чтобы ученый не ошибался.