Гены и религия: Плодитесь и размножайтесь
В последнее время наиболее впечатляющие темпы прироста населения в США демонстрируют вовсе не эмигранты из бедных стран, а представители ультрарелигиозной христианской секты амишей. Да, тех самых характеров множества фильмов, живущих по старинке: ездящих на лошадях, не пользующихся электричеством и так далее. За 20 последних лет их численность удвоилась, с 123 тыс. в 1991 г. до 249 тыс. в 2010 г. Подобными темпами в США к 2100 г. их будет 7 млн, а к 2150 г. — уже 44 млн. Однако многие специалисты сходятся, что если потомки амишей отойдут от жестких религиозных взглядов своих отцов, рост этот непременно замедлится.
Сквозь эту призму кембриджский профессор Роберт Роуторн (Robert Rowthorn) рассмотрел недавно более широкую картину — как традиционное для большинства религий мира требование «плодиться и размножаться» сказывается на генетике человечества в целом?
Для этого ученый сформулировал теоретическую модель, в которой гены «предрасположенности человека к вере» (в чем бы она ни состояла) получают очевидную выгоду, широко распространяясь через многочисленное потомство сторонников одной из религий. Даже если кто-то из детей отойдет от этой практики и станет полностью светским человеком, его отпрыски, все же, получат его «гены веры», и те продолжат распространение.
«Чем больше разница в количестве детей у неверующих и верующих, — резюмирует Роуторн, — тем быстрее будут происходит эти трансформации. Это, конечно, не означает, что в конце концов все поголовно станут религиозными людьми. Гены — это еще не приговор. Многие из имеющих предрасположенность к религии людей могут вести обычную "мирскую" жизнь под влиянием культуры и общества, их окружающего».
Действительно, множество исследований показывают, что при прочих равных условиях в религиозных семьях детей оказывается больше. В работе, охватившей 82 страны мира, подсчитано, что у людей, хотя бы раз в неделю совершающих те или иные религиозные отправления, в среднем было 2,5 ребенка на семью; у тех, кто проделывает то же раз в месяц — 2,01 ребенка; у полностью же нерелигиозных семей — 1,67.
Показано также, что чем более строга церковь, течение или секта, тем более многочисленны семьи ее последователей. У хаттеритов, харедим и тех же амишей, в среднем, вчетверо больше потомства, чем у неверующих. Это является следствием все того же давления культуры и общества, только на сей раз религиозных, — а не каких-то биологических факторов.
С другой стороны, считается, что индивидуальная склонность к религиозности во многом действительно носит генетический характер. Именно этот элемент и добавил Роберт Роуторт в рассмотрение.
Итак, мы имеем условный «ген веры»: одна его аллель делает человека склонным к атеизму, другая — к религии. Если оба родителя несут «религиозный» вариант гена, их дети с большой вероятностью будут также проявлять предрасположенность к религиозности. Однако и потомки верующих могут случайно получить лишь «атеистические» аллели гена, и потомки атеистов — «религиозные». Наконец, человек может отойти от религии — или наоборот, стать новообращенным.
Впрочем, как замечает Роуторн, скорость этого процесса сильно зависит от конкретных условий места и времени: «Среди христианских церквей Западной Европы и Северной Америки потеря сторонников превышает приобретение новых. Для некоторых особых случаев, таких как амиши, эта потеря более чем компенсируется высокой рождаемостью, которой не могут похвастаться ни католики, ни англиканцы. А в некоторых областях мира — например, в Восточной Азии, — пополнение рядов христианских церквей идет почти полностью за счет новообращенных».
Расчет, проведенный Роуторном, показал, что даже в тех случаях, когда отход от религии в обществе распространен достаточно широко, высокая рождаемость в религиозных семьях рано или поздно приводит к тому, что «религиозная» аллель «гена веры» в глобальном масштабе окажется доминирующей. Достаточно большой разрыв в числе детей делает это возможным в течение буквально нескольких поколений, быстро приближаясь к 100% (но окончательно не достигая этого уровня). При этом в обществе из-за тех же социокультурных факторов число атеистов может быть довольно значительным — все они будут нести «ген веры» и иметь предрасположенность к религиозности.
Тут легко сделать следующий шаг, отметив широко распространенную в наши дни веру в «околонаучные явления», которые имеют явно религиозную окраску, хотя и высказываются нередко людьми, далекими от церкви. Речь о неопознанных летающих объектах, всемогущем секретном оружии, астрологии, торсионных полях... продолжить вы можете сами. Мы же можем рекомендовать прочесть нашу статью о гомеопатии: «Растворенная медицина».
По публикации PhysOrg.Com