Прионный аэрозоль: 100% заражение
«Общепринятая точка зрения — прионы, находящиеся в воздухе, не могут вызвать инфекцию, — говорит невропатолог Адриано Агусси (Adriano Aguzzi) из Университета Цюриха, соавтор исследования, опубликованного в PLoS Pathogens. — Мы были чрезвычайно удивлены и немного напуганы, узнав, насколько эффективным может быть инфицирование воздушно-капельным путем».
Большинство болезней вызывается бактериями или вирусами, которые используют генетическую информацию для создания своих копий. Но прионная форма заболеваний, обнаруженная в 1982 году, вызывается «неправильно» структурированными белками. Такие молекулы напоминают обычные белки клеток мозга и других нервных тканей, но способны превращать «нормальные» белки в длинные фибриллы, что в конечном итоге приводит к гибели клетки.
Фибриллы служат источником новых прионов, и эта цепная реакция продолжается, пока зараженный организм не погибает в результате разрушения мозга и других нервных тканей. Все прионные инфекции ведут к 100% летальному исходу, а их симптомы могут проявляться по прошествии нескольких месяцев или даже лет после заражения.
Известно пять прионных заболеваний, поражающих человека (в их числе болезнь Крейтцфельдта-Якоба), а также шесть заболеваний других млекопитающих (например, скрейпи и коровье бешенство, которым человек может заразиться, употребив в пищу мясо больного животного).
Прионные заболевания распространяются через зараженные жидкости и ткани организма, но убедительных свидетельств того, что они могут передаваться воздушно-капельным путем, не было до сих пор.
В своем эксперименте Агусси и его коллеги подвергали несколько групп мышей различному по времени воздействию распыленных в воздухе прионов, вызывающих скрейпи. Также было исследовано воздействие на мышей изменение концентрации прионов в аэрозоли.
Все мыши, за исключением единственной группы, которая подверглась воздействию прионов в чрезвычайно низкой концентрации, заразились и умерли в срок около 200 дней. Исследователи также обнаружили, что время воздействия имеет большее значение, чем концентрация прионов.
Другие формы взаимодействия с прионами, как правило, требуют гораздо более высокой концентрации этих частиц для заражения. «Это одна из причин, определяющих небольшое количество прионных заболеваний», — сказал Агусси.
Биолог Энтони Кинкейд (Anthony Kincaid) из Университета Крейтона, занимающийся изучением прионов, задается вопросом — где эти частицы могут существовать в аэрозольной форме? Опасности могут подвергаться, например, работники боен, использующие костные пилы. Ученые также сходятся во мнении, что следует пересмотреть протоколы, определяющие безопасные условия работы в лабораториях.
По сообщению Wired