С надеждой на встречу: Шансы растут

Ряд открытий 2010-го года все более убеждают, что мы не одни во Вселенной.
С надеждой на встречу: Шансы растут

Только за последние пару месяцев прошли сообщения о том, что звезд во Вселенной может оказаться примерно втрое больше, чем считалось до сих пор. А также — о находке удивительной бактерии, использующей в своих биохимических процессах мышьяк, а не фосфор, как все остальные («Чужие»). Чуть ранее была обнаружена первая планета, не считая нашей, условия на которой позволяют существовать жизни («Новая Земля»). И хотя все это довольно свежие работы, сама сенсационность которых вынуждает с осторожностью относиться к их результатам и ждать новых подтверждений, Карл Пильчер (Carl Pilcher), глава Института астробиологии NASA (NAI), заявляет: «Свидетельства становятся все весомее. Думаю, сегодня мы можем сказать — жизнь вне Земли просто должна быть».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна причина не слишком обольщаться состоит в том, что жизнь в любом случае появляется в форме микроскопических организмов, и требуются миллиарды лет эволюции, чтобы появилось нечто достаточно «серьезное». Так что даже если мы и найдем следы инопланетной жизни, скорее всего, это будут не все понимающие «зеленые человечки», а какая-нибудь непритязательная плесень — мы подробнее разбирали этот момент в статье «Жизнь? Возможно. Разум? Вряд ли».

Конечно, существует пресловутое уравнение Дрейка, позволяющее оценить наши шансы на контакт с разумной инопланетной цивилизацией (см. статью «Считаем инопланетян»). Правда, оно включает ряд параметров, цифры для которых приходится брать, что называется, «с потолка», но если свести всё к важнейшему вопросу, то таким будет число мест (планет), где жизнь способна появиться и развиваться; или, если подойти к этому с другой стороны — способность самой жизни зарождаться и существовать в различных условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И два недавних открытия, с которых мы начали рассказ, серьезно повышают этот фактор. Если звезд в несколько раз больше — то больше и планет, больше и тех, условия на которых подходят для жизни. Если организмы могут, в принципе, использовать другие, помимо привычных нам, химических элементов — то больше и шансов на то, что жизнь способна развиваться в широком диапазоне условий. Известный астроном проекта SETI Сет Шостак (Seth Shostak) — тот самый, который обещал к 2025 г. найти радиосигналы внеземной цивилизации («20 лет до встречи»), заметил по этому поводу: «Всё указывает на наличие жизни в других местах Вселенной».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом деле, еще недавно и проект SETI, и вообще все, так или иначе связанное с поиском внеземного разума, серьезными учеными полагалось чем-то почти неприличным. Сегодня это отношение в корне изменилось. Теперь существование жизни вне нашей планеты не полагается чем-то из разряда чудес, вера в которые лежит за пределами научной парадигмы. Теперь это явление можно рассматривать, как вполне вероятное. И вероятность эта с увеличением наших знаний о далеких планетах — и о жизни как таковой — все растет. Как говорит астробиолог Крис МакКей (Chris McKay), «существуют вполне реальные свидетельства в пользу того, что мнение о существовании внеземной жизни — не такая уж и глупость».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом деле, ранее считалось, что жизнь возможна лишь на планетах, очень похожих на нашу, вращающихся вокруг звезд, похожих на Солнце. Это вынуждало отбрасывать из расчета львиную долю звезд во Вселенной — прежде всего, красных карликов, мельче и тусклее нашей Солнца, которые составляют почти 90% всех звезд. Однако три года назад ведущие эксперты, обсудив имеющиеся данные, пришли к общему мнению о том, что жизнь вполне возможна и на планетах у красных карликов, если те будут располагаться ближе к звезде, вращаться медленней и достаточно прогреваться. При этом условия здесь, конечно, будут далеки от Земных — но в принципе ничто не мешает жизни появиться и тут. Это сразу добавило в расчеты миллиарды потенциально обитаемых миров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем стоит еще раз вспомнить недавний расчет астрономов, по которому звезд во Вселенной втрое больше, чем полагалось до сих пор — а именно, 300 секстиллионов. При том, что считается, что около половины звезд имеют возле себя планеты массой от 2 до 10 масс Земли («сверхземли», в принципе также подходящие для жизни), шансы действительно кажутся немалыми. Если только ответить на вопрос — сколько из этих планет находятся в «обитаемой зоне» своей звезды — т. е. на таком расстоянии от нее, где температура не слишком велика, но и не чересчур мала. Тот факт, что прошлой весной была найдена сверхземля как раз в этой области («Новая Земля»), внушает оптимизм и по этому вопросу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Остается посмотреть на проблему с другой стороны — насколько гибка жизнь вообще, насколько велика ее способность адаптироваться к разным условиям? И здесь все, кажется, работает на руку сторонникам существования внеземных ее форм. За последние десяток-другой лет живые организмы были обнаружены в таких местах Земли, которые считались невозможными для заселения в принципе: в чрезвычайно кислой среде, в кипятке серных источников, в толще антарктического льда... И, конечно, недавняя находка бактерии, способной не только выживать в присутствии токсичного мышьяка, но и использовать его вместо фосфора в своей жизнедеятельности («Чужие»). Последнее открытие в самом деле эпохально (если, конечно, его результаты подтвердятся). Ведь до сих пор даже в школьных учебниках приводился список из шести элементов, совершенно необходимых для жизни (водород, углерод, кислород, азот, сера, фосфор) — но оказалось, даже это базовое описание придется переписывать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, если говорить о научной парадигме всерьез, то здесь царствует доказательство. А с доказательствами у Шостака, МакКея и их единомышленников пока не все складывается. Ни «зеленых человечков», ни хотя бы микробов на других небесных телах пока обнаружить не удается. Придется подождать.