Большая ценность: ...И немного алмазов
В 2008 г. в небе над горячей пустыней в Судане произошло не совсем обычное событие. Астрономы заранее предвидели его: это был тот самый знаменитый первый случай, когда приближение астероида к Земле было замечено телескопами почти за две недели до того, и подтверждено теоретическими расчетами, показавшими даже ориентировочное место падения (читайте: «Раннее предупреждение»). Имевшее в размерах 2−5 м небесное тело раскалилось в атмосфере и на высоте примерно 37 км разорвалось на сотни обломков. Метеорит получил название 2008 ТС3, и несколько месяцев спустя отправившаяся на место падения экспедиция обнаружила множество его фрагментов — общим числом около 600 и общим весом 10,5 кг.
Разумеется, что собранные учеными материалы подверглись самому пристальному анализу. Довольно скоро выяснилось, что метеорит принадлежит к очень редкому классу урелитов — он состоит из отдельных зерен силикатных минералов, просветы между которыми заполняет углерод. Отдельные крохотные участки углерода могут даже иметь кристаллическую форму алмаза. Но этим открытия не ограничились. На днях вышел специальный выпуск журнала Meteoritics and Planetary Science, целиком посвященный метеориту 2008 ТС3 и сделанным в нем находкам, чему в журнале посвящено два десятка статей.
Одной из самых интересных стал отчет группы Дугласа Рамбла (Douglas Rumble), который заинтересовался урелитовой природой метеорита. Дело в том, что такие тела настолько сильно отличаются по структуре от других астероидов, что существует даже гипотеза о том, что они происходят от некоторого общего предка, скажем, прото-планеты, разорвавшейся на части в результате неизвестной пока катастрофы. Взяв образцы 11 фрагментов 2008 ТС3, Рамбл с коллегами изучили изотопный состав кислорода, присутствующего в его соединениях.
Этот показатель можно использовать для идентификации «материнского тела» астероида, чтобы показать, имеют ли общего предка те или иные метеориты — ведь, насколько нам известно, все крупные источники астероидов в Солнечной системе (включая Луну, Марс и крупный астероид Весту) имеют свой уникальный изотопный состав кислорода, который должен оставаться неизменным даже если набор исходных химических соединений, в которые входит этот кислород, заметно изменился.
Заставляя крохотные объемы образцов испаряться под воздействием мощного лазера, ученые высвобождали кислород и с помощью масс-спектрометра устанавливали соотношение различных его изотопов. Работа показала, что, действительно, в 2008 ТС3 обнаруживается весь набор изотопов кислорода, характерных для урелитов и не характерных для известных нам тел Солнечной системы.
Так что, возможно, такие необычные астероиды и вправду имеют общего предка. Осталось узнать — какого именно, и чем обусловлено его необычное строение и состав. Сам Дуглас Рамбл полагает, что это «материнское тело» состояло из отдельных каменистых фрагментов, которые под каким-то воздействием раскалились до температуры плавления, после чего резко остыли и кристаллизовались.
По пресс-релизу Carnegie Institution for Science