Красное оживит Мёртвое: как «опресняют» Мёртвое море
По ветхозаветному преданию, именно на берегах Мертвого моря стояли нечестивые города Содом и Гоморра — те, что Бог уничтожил смертоносным дождем из огня и серы. Вряд ли можно было бы найти более подходящее место для этих ужасных событий, чем самая глубокая впадина на Земле. Берега Мертвого моря находятся на 420 м ниже уровня Мирового океана, и у этой «ямы» довольно сложная геологическая история. Если взглянуть на Палестину из космоса, можно увидеть два водоема, соединенные тонкой ниточкой. Это Тивериадское озеро (на севере), вытекающая из него река Иордан и Мертвое море, куда Иордан впадает. Природная гидросистема располагается в Иорданской рифтовой долине, которая на самом деле является частью гигантского разлома земной коры, возникшего на стыке Африканской и Аравийской литосферных плит. К нему же относятся Великие африканские разломы и Красное море. Три миллиона лет назад Иорданская рифтовая долина была затоплена водами Средиземного моря, затем из-за поднятия суши залив превратился в замкнутое озеро. В память о присутствии моря здесь остались соляные отложения толщиной до 3 км. В более поздние геологические эпохи в этих местах образовалось пресноводное озеро, условно называемое «озеро Гоморра». За время его существования накопился большой слой донных отложений, причем эти отложения оказались настолько тяжелыми, что в итоге буквально провалились в соль, выдавив ее кое-где наверх, из-за чего, в частности, образовалась соляная гора Содом длиной около 8 и шириной 5 км и возвышенность в районе бывшего полуострова Лисан. Так и появилось на свет ложе Мертвого моря.
Соль здесь везде, и в воде особенно. Мертвое море — бессточное озеро — наполнено водой, концентрация соли в которой в шесть раз превышает соленость морской воды. Это уникальный показатель, с которым могут поспорить лишь несколько водоемов в мире. В плотном соляном растворе плавучесть резко повышается, из-за чего счастливые курортники могут нежиться на поверхности воды, не обладая даже элементарными навыками плавания по-собачьи. Но жизнь в такой воде невозможна, и существовать в соляном бульоне могут лишь редкие виды бактерий и водорослей. Потому-то море и названо Мертвым. Однако правда дня сегодняшнего заключается и в том, что Мертвое море и в самом деле умирает и, очень возможно, в совсем недалеком будущем разделит печальную участь другого бессточного соленого озера — Аральского моря.
Хищные берега
Причины экологической катастрофы, терзающей библейский водоем, весьма схожи с причинами трагедии Арала. Сток единственной крупной по меркам Палестины реки Иордан по мере экономического развития территории все больше и больше разбирался для бытовых и сельскохозяйственных нужд. Еще в 1960-х она каждый год вливала в Мертвое море 1,5 млрд кубометров воды, теперь же эта цифра ограничивается сотней миллионов. Итог — в последние 30 лет уровень Мертвого моря опускается на метр ежегодно. Пророчества экологов мрачны: еще лет 40, и озеро если не исчезнет, то сократит свою площадь до 300 км² (в сравнении с 940 км² в 1966 году), а уровень его может упасть еще на 100 м (при нынешнем максимуме 118 м).
На самом деле процесс пошел. Уже сегодня бывшая южная часть Мертвого моря по линии бывшего полуострова Лисан отрезана от основного водоема и рассечена дамбами на мелководные пруды, в которых идет добыча разнообразного минерального сырья. Берега уникального озера то тут, то там уставлены табличками с надписями «Осторожно, ямы!». Дело в том, что вместе с падением уровня водоема понижается и уровень грунтовых вод, которые освобождают расположенные под берегами карстовые полости. Теперь порой небольшого давления достаточно, чтобы верхний слой грунта провалился и под ним открылась глубокая яма. Несколько лет назад израильтянин Эли Раз решил заглянуть в небольшое отверстие в земле, обнаруженное им на берегу Мертвого моря. Зря ему пришла в голову эта идея, ибо в следующее мгновение земля разверзлась и несчастный оказался на дне ямы десятиметровой глубины. Полагая, что выбраться ему не удастся, Эли написал завещание на старой открытке, которое, к счастью, не понадобилось: группа спасателей прибыла вовремя. С тех пор Эли Раз занят изучением и картографированием карстовых провалов на берегах Мертвого моря. Согласно последним данным, подобных ям насчитывается около 3000. Но и это еще не все. Из-за отступающей воды умирают термальные источники, с оголившихся участков дна ветер поднимает соль, которая потом оседает на плодородных почвах, губя их. Под угрозой ценная фауна, обитающая в окрестностях озера. Ну и конечно, ориентированная на не самую бедную публику курортная индустрия, которая эксплуатирует славу местных целебных грязей, может не выдержать удара. Если Мертвое море умрет.
Что же делать? Консервативные концепции предусматривают сокращение разного рода водоемкой деятельности в окрестностях Мертвого моря и реки Иордан. Есть, правда, другая идея: озеро надо долить до нужного уровня морской водой. И тут-то мы вступаем в область мегапроектов, история которых уходит корнями в позапрошлый век.
Британские грезы
Еще в 1855 году британский морской офицер и путешественник Уильям Аллен предложил проект водного пути, соединяющего Атлантику с Индийским океаном. Как мы помним из истории, в то же самое время реализацией аналогичной идеи занимался француз Фердинанд Лессепс. Англичане весьма ревниво относились к перспективе французского контроля над будущим Суэцким каналом, и потому мысль о британской альтернативе, что называется, витала в воздухе. Итак, Аллен нарисовал схему из двух каналов — один из них соединил бы Средиземное море с Мертвым (в будущем такой гипотетический канал назовут Med (iterranеan)-Dead), а другой — Мертвое с Красным (Red-Dead). Не так-то уж давно все это было, но как легко в те времена рождались заблуждения! Аллен ошибочно полагал, что Мертвое море в геологическом прошлом было частью красноморского залива Акаба. Поэтому, рассуждал он, водный проход между ними несложно будет восстановить, в итоге получится водный путь, пролегающий на уровне моря, без «лестницы» бьефов и шлюзов. Такой канал в итоге и получился у Лессепса, но тот имел дело с ровной пустыней и мягким песчаным грунтом, в котором без особых технических проблем и был вырыт Суэцкий канал. А вот Мертвое море, как мы теперь знаем, лежит во впадине, ниже уровня мирового океана на высоту приличного небоскреба. Сделать канал уровня моря при таком перепаде высот совершенно нереально — даже невысокие горы на Панамском перешейке не позволили тому же Лессепсу пробить сквозь Америку водную дорогу без шлюзов. Проклятая Кулебрская выемка сгубила проект, репутацию французского предпринимателя, а заодно и десятки тысяч жизней карибских рабочих.
Когда все высоты померили, об идеях Аллена забыли, но в конце прошлого века Мертвое море принялось стремительно усыхать и термины Med-Dead и Red-Dead вовсю замелькали в прессе и государственных документах.
Спор двух морей
Разумеется, речь больше не идет о судоходных каналах. Предложения последних лет сводятся к тому, чтобы насытить Мертвое море водой настоящих морей, параллельно решив задачи обеспечения этой части Ближнего Востока пресной водой, и получить некоторое количество энергии. Перепад высот между уровнем Мирового океана и впадиной, в которой лежит гибнущее соленое озеро, станет при этом не препятствием, но, напротив, преимуществом.
В Израиле и Иордании активно обсуждается проект канала-трубопровода, который свяжет Красное море с Мертвым (Red-Dead). Вода из Красного моря будет закачиваться в трубу длиной 200 км. Достигнув высокого берега Мертвого моря, труба пойдет резко вниз. Падающая с высоты нескольких сотен метров вода попадет на лопасти турбины электростанции, а затем — частично в Мертвое море, а частично на завод по опреснению, причем энергию этот завод будет получать от той самой гидроэлектростанции. Таким образом Израиль, Палестинская автономия и Иордания смогут получать до 850 млн кубометров пресной воды в год. Излишки электроэнергии можно будет продавать сторонним потребителям.
Существуют и альтернативные проекты, которые предусматривают наполнение Мертвого моря средиземноморской водой (Med-Dead). Один из них подготовлен американской компанией Dead Sea Vision LLC и представляет собой оригинальную двухступенчатую схему переброски морской воды в озеро. Подземный тоннель соединяет Средиземное море с искусственным резервуаром (предполагаемое название — озеро Шалом, «озеро мира»), созданным с помощью 80-метровой дамбы и расположенным недалеко от Иерусалима. Вода из моря будет забираться ниже уровня поверхности и за счет небольшого уклона тоннеля поступать в резервуар самотеком. Другой тоннель устремится резко вниз и свяжет озеро Шалом с Мертвым морем. Увлекаемая вниз силой гравитации, вода попутно раскрутит турбины электростанции, причем, согласно проекту, сброс воды в Мертвое море будет осуществляться не постоянно, а — благодаря регулируемой задвижке — только в часы пикового потребления электроэнергии. Последнее позволит сбалансировать энергосистему региона.
На сегодня в качестве наиболее реалистичного все-таки рассматривается красноморский проект Red-Dead, так как возвышенный рельеф местности между Средиземным и Мертвым морями сделает строительство слишком затратным.
Труба ради мира
Не стоит забывать, что мегапроект затевается в политически нестабильном регионе. При этом, если учесть, что Мертвое море выходит берегами к Израилю, Палестинской автономии на Западном берегу реки Иордан и Иордании, для реализации плана спасения озера требуются согласованные действия всех заинтересованных сторон.
В последние годы идея строительства канала между Красным и Мертвым морями воспринимается многими как весьма привлекательная с политико-экономической точки зрения. В ней видится тот самый большой проект, который даст региону рабочие места, уменьшит бедность и безработицу, что приведет к снижению уровня радикализма и к более спокойному сосуществованию арабов и евреев в Палестине.
В частности, нынешний президент Израиля Шимон Перес выступил с предложением о создании «Долины мира» — коридора шириной 20 км и длиной более 400 км, который протянется по долине Арава, находящейся на стыке израильской и иорданской границ и простирающейся от южной оконечности Мертвого моря до красноморского залива Акаба. Другой участок коридора затронет палестинские территории на Западном берегу. Предполагается, что долина станет экономическим оазисом и зоной сотрудничества без пограничных заграждений и полос отчуждения. Согласно концепции «Долины мира» роль ее центрального объекта сыграет тот самый канал-трубопровод Red-Dead. Вдоль канала пустят скоростные поезда, возведут отели в общей сложности на 200 000 мест, разобьют парки, соорудят оранжереи. В итоге будет создано большое количество рабочих мест и созданы условия для дальнейших инвестиций в местную экономику.
Идеи умиротворения через процветание нашли понимание у мировых лидеров и глобальных институтов, в частности у Всемирного банка, который два года назад приступил к детальной проработке планов строительства и обещает вложить в проект до $15 млрд. Особый интерес к каналу проявляет Иордания, которая недавно потребовала у Всемирного банка сократить срок изучения вопроса и изъявила готовность заняться проектом в одиночку, если Израиль будет медлить.
Убийство с благими намерениями
И только экологи призывают не спешить. В самом деле, а что случится с Мертвым морем, если в него долить морской воды? Очевидно, более плотная, более соленая вода останется ближе ко дну, а сверху окажется слой легкой воды из Красного моря. Оставаться на плаву, не прилагая никаких усилий, в такой воде больше не получится. Фактически уникальная вода Мертвого моря со всеми чудодейственными грязями окажется затопленной и более недоступной для пляжников-курортников. Постепенно и частично воды двух морей будут перемешиваться, но и от этого мало радости. Экологи опасаются, что, однажды встретившись, совершенно разные по составу соли могут привести к образованию вредных химических веществ. Мертвое море перестанет быть мертвым, и если ближе к дну оно все еще будет безжизненным, то в остающейся наверху морской воде наверняка заведутся водоросли и другая морская живность. Есть и другие опасения — в частности, за судьбу экосистемы красноморского залива Акаба, откуда станут забирать воду. Кроме того, грандиозное строительство в долине Арава может повредить местам археологических находок. Еще есть опасность, что соленая вода из канала может просочиться в пресные грунтовые воды, сделав их непригодными для использования. Возражения экологов очевидно небезосновательны, и ситуация близка к патовой. Ведь получается, что спасение Мертвого моря может оказаться его фактическим убийством.