Эти глаза напротив: Имейте совесть
Исследователи из Университета Ньюкасла вывесили на стенах кафе быстрого питания сначала изображения человеческих лиц, а затем — цветов. Проследив за поведение посетителей кафе в том и в другом случае, они подсчитали количество мусора и неубранной посуды, оставленное «подопытными».
В статье, опубликованной на этой неделе в журнале Evolution and Human Behavior, исследователи Мелисса Бейтсон (Melissa Bateson), Даниэль Неттл (Daniel Nettle), и другие, делятся своими выводами. Оказалось, что в то время, когда на стенах находились плакаты с человеческими лицами, примерно вдвое большее количество посетителей кафе предпочитало оставить после себя относительный порядок.
В предыдущем исследовании (2006 г.) ученые получили похожие результаты, поместив изображение пары глаз над ящиком «honesty box» в чайной комнате (система оплаты «honesty box» предполагает, что каждый из клиентов оставляет ту сумму, которую считает нужным, без всякого контроля со стороны администрации). Глаза «собрали» почти в три раза большую сумму, чем цветы.
Желая выяснить, как этот эффект будет влиять на другие формы поведения, студент-психолог Макс Эрнст-Джонс провел многие часы за столиком в углу кафе, незаметно фиксируя количество мусора, оставленное после себя посетителями.
Д-р Бейтсон, руководитель исследования, говорит: «Полученные результаты подтверждают сделанные ранее выводы, что изображения глаз создают у людей ощущение, что за ними кто-то наблюдает. Нам не все равно, что думают о нас другие люди, и, следовательно, мы ведем себя лучше, когда чувствуем, что на нас кто-то смотрит».
Исследователи обнаружили, что воздействие плакатов было сильнее, когда в кафе было не слишком много людей. Впрочем, это неудивительно, если учесть, что в присутствии большого количества реальных людей нарисованные персонажи отступают на второй план.
«Это исследование может помочь в борьбе с антиобщественным поведением, — говорит Бейтсон. — Например, если заменить значки, оповещающие о работе камер видеонаблюдения, с изображения видеокамеры на картинку глаза, их эффективность повысится».
Исследование основано на психологической теории, которая предполагает, что наиболее эффективный способ заставить человека вести себя «правильно» — это «выделить» для него нужный путь действий, не перекрывая все другие пути. В результате те, кого ненавязчиво «подтолкнули» к правильному решению, следуют ему более охотно.
Изображение глаз как раз способно «подтолкнуть» индивида к «правильному» поведению — например, не мусорить в общественных местах. Впрочем, как показало другое исследование («Аморалка: Пассивное сопротивление»), даже воспитанный человек с гораздо большей вероятностью поведет себя нечестно или безнравственно, если «кривая дорожка» покажется ему слишком легкой.
По пресс-релизу Newcastle University