Байки в цифрах: Поспешай, не торопясь

Ученые проанализировали статистику использования велосипедов в городе: оказалось, на работу на них добраться можно куда быстрее, чем на автомобиле.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2005 г. во французском Лионе начала использоваться общественная система массового велопроката Velo′v: за небольшую плату можно взять велосипед с одной стоянки, после чего оставить его на другой. Проект стал таким популярным, что вскоре подобные «общественные велосипеды» стали появляться и в других городах Европы.

Хотя стоит сказать, что лионская Velo’v не была первой такой системой — но была спроектирована и устроена с большим умом, что и обусловило ее успех. В общей сложности в Velo’v включено 4 тыс. велосипедов и 350 остановок-парковок по всему городу.

Сами байки оставляются под присмотром электронных замков, они оснащены велокомпьютерами, а доступ к ним можно получить с помощью электронной карты участника системы. По мнению местных жителей, Velo’v буквально преобразила город — причем, в лучшую сторону, прежде всего — разгрузила транспортный поток. Ежедневно ее участники совершают около 16 тыс. поездок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это предоставило ученым новую интересную возможность. Современные электронные системы велосипедов Velo’v ведут запись информации по каждой поездке, включая начальную и конечную станции и время поездки. И лионский исследователь Пабло Йенсен (Pablo Jensen) не упустил шанс выловить из этой статистики кое-что интересное.

Анализ охватил в общей сложности 11,6 млн поездок по Лиону, совершенных пользователями Velo’v с мая 2005 по декабрь 2007 г. Часть его результатов можно назвать вполне ожидаемыми: в среднем поездка длилась 14,7 минут, за которые средний велосипедист покрывал 2,49 км на средней скорости 10 км/ч. Эта скорость, кстати, соответствует средней скорости движения автомобиля в современном европейском городе с его плотным трафиком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом скорость движения байкеров в будние дни в часы пик возрастала до 15 км/ч — т. е. выше, чем для автомобилей. А если учесть, что велосипедистам не требовалось искать парковку, то получается, что время, с которой они добирались из дома до работы, оказывается намного меньшим, чем если б они ехали на автомобиле.

Некоторые другие результаты анализа раскрывают и довольно неожиданные стороны «городского байкера», его наклонностей и привычек. К примеру, средняя скорость передвижения в час пик в среду постоянно держалась выше, нежели в другие дни недели, в том числе и в будни. Никаких изменений других факторов, приходящихся на среду, ученые не выявили, даже число автомобилей на дорогах было не большим и не меньшим, чем во вторник или четверг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Йенсен с коллегами отнесли этот странный, на первый взгляд, момент с распространенной среди француженок традицией не работать по средам — этот день нередко отводится для общения с детьми. Соответственно, спешащие на работу мужчины на более свободных дорогах смогли развивать бОльшую скорость.

Показано также, что средняя дистанция поездки на велосипеде оказывается короче, чем при движении на автомобиле — даже если автолюбитель передвигается из той же точки в ту же, что и велосипедист. В отсутствие специальных велодорожек в Лионе это, видимо, объясняется большей свободой передвижения: велосипедист легко проезжает через дворы и срезает углы там, где автомобилисту приходится двигаться в объезд. Иначе говоря, велосипед — освобождает.

Ну а на наших заснеженных просторах особую свободу может дать уникальный канадский велосипед, оснащенный лыжей и гусеницей. Читайте о нем: «Апгрейд до танка».

По публикации physics arXiv blog