Первая проба: Крохи внеземного
Стартовавший весной 2003 г. японский зонд Hayabusa («Сокол») преодолел более 2 млрд. км и в 2005 г. добрался до первой цели своего путешествия, астероида 25143 Итокава. Астероид этот насчитывает около 500 м в поперечнике и вращается вокруг Солнца между орбитами Марса и Земли. Минимальное расстояние, отделяющее его от Земли, составляет 42 млн км.
Представьте, насколько ювелирной должен быть расчет траектории, которая должна вывести аппарат точно к этому телу, тем более — для того, чтобы зависнуть над его поверхностью, «отбомбиться» ударными модулями и специальным раструбом собрать образцы поднятой пыли.
К сожалению, уже начиная с получения проб все пошло не слишком идеально, а уж обратный путь к Земле представлял и вовсе непрерывную героическую борьбу с то и дело выходившими из строя бортовыми системами зонда. Но вот нынешним летом аппарат счастливо погиб — сгорев в земной атмосфере, он привез домой главное — капсулу, в которой (при удачном стечении обстоятельств) должны бы находиться первые в истории образцы грунта, полученного не на Земле и не на Луне. Мы писали об этом событии, как и о некоторых других деталях миссии, в заметке «"Сокол" вернулся».
Со всеми предосторожностями ученые открыли капсулу и обнаружили, что она... практически пуста, в ней остались лишь считанные микроскопические крупинки, но что это — то ли действительно вещество с астероида, то ли просто какое-то загрязнение, сказать не мог никто. Особенно учитывая все сложности, с которыми столкнулась миссия. Анализ этих крупинок занял пять месяцев: лишь на днях Японское космическое агентство JAXA официально подтвердило астероидное происхождение образцов.
В целом крупинок обнаружилось не так уж и мало — около 1,5 тыс., но размер большинства из них не превышает 10 мкм. В их внеземном происхождении убеждает состав, полностью соответствующий установленному по спектральным данным составу астероида 25143 Итокава, относящемуся к астероидам класса S.
Ученые вскрыли и использовали для анализа лишь один из отсеков капсулы, в которых должны содержаться образцы. А значит, у нас есть еще масса материала для новых исследований — и, наверняка, новых открытий.
По сообщению SkyandTelescope.Com