С перчиком: Банановый вопрос
Новый сорт — результат усилий ученых по улучшению зеленого банана матоке (matoke, matooke), который столь важен для жителей Уганды, что его название является синонимом слова «пища» в одном из местных языков. Но выход закона, регламентирующего коммерческое выращивание генетически модифицированных продуктов в стране, снова задерживается. Поэтому неясно, когда улучшенные бананы попадут в руки фермеров и потребителей.
Бананы получили ген зеленого перца для защиты от бактериального увядания (вилта), вызываемого бактериями рода Xanthomonas. По приблизительным оценкам, это заболевание лишает фермеров в районе Великих Африканских озер полумиллиарда долларов каждый год. Бананы, инфицированные бактериальным вилтом, созревают преждевременно и неравномерно, а в конечном итоге растение слабеет и загнивает. Впервые заболевание было обнаружено в Эфиопии, но в 2001 году добралось и до Уганды, быстро распространившись на территории Конго, Руанды, Кении, Танзании и Бурунди.
Ген сладкого перца, обеспечивающий устойчивость к этому заболеванию, кодирует способность производить белок HRAP, который в свою очередь позволяет растению изолировать инфицированные клетки и препятствовать распространению вилта. Идея «пересаживать» этот ген другим растениям была впервые предложена учеными из Академии Синика (Тайвань), которые доказали, что данный метод действительно позволяет повысить сопротивляемость болезни различных сельскохозяйственных культур, включая картофель, помидоры и брокколи.
Шесть из восьми различных модификаций бананов с этим геном показали 100% устойчивость к бактериальному вилту в лабораторных условиях. «Этот ген впервые использовался в Африке, и впервые модифицированные растения с этим геном будут высажены в поле», — говорит Лина Трипати (Leena Tripathi), биотехнолог из Международного института тропического сельского хозяйства в Кампале и ведущий исследователь проекта.
Полевые испытания должны будут показать, насколько хорошо устойчивые к вилту бананы будут противостоять различным грибковым заболеваниям, а также выявить влияние новых сортов на микроорганизмы, обитающие в почве. Бананы с геном перца будут расти бок о бок с другим сортом ГМ-бананов, обогащенных витамином А и железом, чтобы помочь сельскому населению противостоять анемии и слепоте.
Но будущее достижений генных инженеров остается туманным. Правительство Уганды не торопится принять закон, регулирующий выращивание ГМ-культур в коммерческих целях. При этом исследователи создали в этой стране неплохую научную базу, позволяющую создавать и испытывать новые сорта собственными силами.
Три африканских страны — ЮАР, Египет и Буркина Фасо — уже выращивают ГМ-культуры в коммерческих целях, а в 2012 году к ним планирует присоединиться Кения. Некоторые другие страны проводят полевые испытания или собираются их начать. Большинство исследуемых культур — местные, в том числе коровий горох, маниока и сладкий картофель.
Законопроект по биотехнологиям и биобезопасности Уганды бродит по законодательным коридорам страны уже много лет. Но его обсуждение откладывается еще как минимум до февраля следующего года (на это время намечены выборы, и депутаты будут слишком заняты своими предвыборными кампаниями, чтобы заниматься внедрением ГМ-продуктов). Хотя сопротивление политиков Уганды коммерческому выращиванию ГМ-культур в последнее время значительно ослабло, некоторые из депутатов все еще настроены весьма скептически.
Горожане Уганды воспринимают ГМ-продукты с большим недоверием, чем сельские жители. «Но многие из них меняют свое мнение, стоит сообщить им, что они уже неоднократно ели ГМ-продукты, например, в составе сухих завтраков, привезенных из ЮАР», — говорит Уилберфорс Тушемерерве (Wilberforce Tushemereirwe), глава национальной программы по исследованиям бананов. Он считает, что необходимое законодательство появится в течение одного-двух лет.
Недоверие граждан к генетически модифицированным продуктам нередко является причиной нерешительности законодательных органов и экспертов. Мы уже рассказывали о генетически модифицированной рыбе компании AquaBounty («Три в одном: Лососевый вопрос»). И в этом случае решение FDA, которое должно было быть принято в результате слушаний 19−21 сентября, отложено. Формально, FDA ссылается на отсутствие результатов некоторых исследований. Но возможно, нерешительность комиссии вызвана политическими соображениями...
По сообщению Nature News