Три в одном: Лососевый вопрос
Фирма вырастила генетически модифицированного лосося, который достигает продажного веса в два раза быстрее, чем обычные рыбы. Более того, AquaBounty надеется снизить загрязнение окружающей среды, заболеваемость среди рыб и другие негативные факторы, сопровождающие выращивание морской рыбы на фермах внутри континента.
Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) не спешит одобрять продукт, который может стать первой в США генетически модифицированной пищей.
«Это — прецедент. Если лосось AquaBounty "пройдет", будут и другие, — говорит Эрик Халлерман (Eric Hallerman), заведующий кафедрой рыболовства и наук о дикой природе в университете Virginia Tech. — А если нет, негативный эффект сохранится на долгие годы».
Многие представители отрасли рыбного хозяйства с подозрением относятся к идее генетически модифицированной рыбы. «Нет! Это даже не обсуждается!» — написал в электронном письме Йорген Кристиансен (Jorgen Christiansen), представитель компании Marine Harvest — одного из крупнейших в мире поставщиков лосося. Кристиансен говорит, что его компанию беспокоит возможная реакция потребителей на генетически модифицированную рыбу: «Люди будут неохотно покупать её, даже несмотря на высокое качество и подтвержденную безопасность».
Кристиансен — не единственный, кто отвергает даже мысль о внедрении ГМ-лосося на рынок. «Мы не поддержим его... Мы не хотим даже рассматривать этот вопрос, даже если на такую рыбу есть спрос и государственные органы признают ГМ-лосося безопасным», — говорит Нелл Халс (Nell Halse), президент Международной ассоциации производителей лосося (International Salmon Farmers Assn).
Кто-то называет лосося AquaBounty «Франкенфиш» («Рыба-Франкенштейн»), другие полагают, что эти старания бессмысленны. «Я не вижу в нем необходимости», — говорит Кассон Тренор, представитель Гринпис (эта организация выступает против всех генетически модифицированных организмов, включая растения). — «Нам не нужно создавать новых рыб».
С другой стороны, Национальный институт рыбного хозяйства, основная торговая ассоциация производителей морепродуктов в США, поддерживает «использование биотехнологий для создания генетически модифицированной рыбы» при условии, что FDA оценит продукт, как безопасный.
FDA завершила обзор основных аспектов использования генетически модифицированного лосося, по словам исполнительного директора AquaBounty Рональда Стотиша (Ronald Stotish). Ассоциация планирует через несколько недель созвать экспертный совет, чтобы взвесить все «за» и «против». Процесс может растянуться на месяцы, но для AquaBounty после 14-летней работы, которая потребовала инвестиций в размере $50 млн, это большой шаг вперед.
Человек активно вмешивается в эволюцию живых организмов, в особенности сельскохозяйственных животных и растений. Путем селекции и гибридизации получено множество новых видов крупного и мелкого рогатого скота, птицы и разных зерновых и овощных культур. В их числе бройлерные куры, засухоустойчивые сорта пшеницы, а также овощи и фрукты, которые не портятся чрезвычайно долго.
Но генная инженерия (особенно, если речь идет о животных) — совершенно другое дело. По крайней мере, в общественном сознании.
«Сама идея генетической модификации живых организмов наводит на мысль, что мы переходим какой-то рубеж и можем прийти к неприятным результатам», — говорит Пол Томпсон, специалист по этике сельскохозяйственных исследований в Университете штата Мичиган.
В отличие от обычного лосося, генетически модифицированная рыба AquaBounty растет в течение зимы также быстро, как и летом, поэтому достигает продажного веса 3.5 — 4 кг не за 36 месяцев, а за 18. Рыба выведена путем введения в генотип чавычи (самого крупного из тихоокеанских лососей) гена американской бельдюги, напоминающей огромного угря, и инъекции смешанного генетического материала в оплодотворенные икринки сёмги.
«Это всего один ген. Ген одного лосося в другом лососе», — говорит Стотиш. Генетически модифицированный лосось «идентичен натуральному» по внешнему виду, вкусу и биохимическому составу. Но при этом он на протяжении жизни потребляет на 25% меньше корма, чем обычный лосось. Рыба AquaBounty не крупнее «природных» собратьев, она просто достигает своих размеров быстрее.
Еще одна проблема, которую нельзя не принимать во внимание — возможное скрещивание ГМ-лососей с живущими в океане особями. Большинство выращиваемого лосося содержится в океанических «загонах», в которых рыбы могут контактировать с дикими собратьями. Это может привести не только к заражению какими-либо болезнями, но и к попаданию измененных генов в генофонд океанической рыбы. Получившееся в результате потомство будет менее приспособлено к условиям окружающей среды, что может повлиять на экосистему в целом.
Содержание лососей AquaBounty в закрытых резервуарах на берегу поможет защитить дикую популяцию, но нельзя исключать нелегальное или недобросовестное разведение генетически модифицированной рыбы.
На основе имеющейся информации лосось AquaBounty не представляет угрозы для дикой популяции, но всегда остается фактор неизвестности. По словам профессора Уильяма Мюра из университета Purdue, это сравнимо с вероятностью проявления побочных эффектов, не выявленных при клинических испытаниях препарата, при широкомасштабном его применении.
Все эти факторы должна будет учитывать FDA, вынося свой вердикт. Если проект будет одобрен, потребители воспримут его довольно легко, считает Грегори Кебник (Gregory Kaebnick), специалист по биоэтике из некоммерческого Центра Гастингса. «Это не внедрение гена медузы в помидор. Рыба от этого не начинает светиться и не приобретает каких-либо других радикально новых свойств. В перспективе люди привыкнут покупать подобные продукты».
По сообщению PhysOrg.comOpen in Google Docs ViewerOpen link in new tabOpen link in new windowOpen link in new incognito windowDownload fileCopy link addressEdit PDF File on PDFescape.com