Цвет-долгожитель: Секреты художников майя
Цивилизация древних майя оставила после себя немало впечатляющих памятников искусства и культуры. Одна из загадок майя, над которой исследователи бились до сих пор — удивительно яркий синий цвет, сохранившийся по сей день в оформлении скульптур, стен, посуды и других изделий майя. Краситель, получивший имя Maya Blue, озадачил археологов своей долговечностью. Как ему удается сохранять свою яркость, когда другие пигменты попросту исчезают?
Французские исследователи изучили структуру материала, окрашенного Maya Blue, используя методы рентгеноструктурного и термогравиметрического анализа. Это позволило раскрыть секрет долголетия синего красителя майя.
Столь яркий цвет майя получали, нагревая волокнистый минерал палыгорскит с органическим пигментом индиго. При нагревании индиго каким-то образом впитывается в волокна палыгорскита, и цвет закрепляется. Но что вызывает необычайную стойкость пигмента — до сих пор было неизвестно.
Палыгорскит пронизан тончайшими каналами, которые заполнены молекулами воды. Анализ показал, что при нагреве вода выводится из структуры материала, уступая свое место молекулам пигмента. А при охлаждении каналы оказываются запертыми, что не дает красителю их покинуть.
Это отчасти объясняет «долголетие» пигмента, но тут работает и другой механизм. Индиго теряет свой цвет и становится желтым, если в нем разрушаются углерод-углеродные связи. Однако в Maya Blue эти связи защищены каналами палыгорскита — явление, известное как стерическое экранирование.
Разгадав секрет художников майя, исследователи воспользовались своими знаниями, чтобы получить новый пигмент на основе индиго и цеолита, который выполняет ту же функцию, что и палыгорскит. Ученые утверждают, что применение этой методики не ограничено одним только синим цветом. Возможно, вскоре производители красителей смогут получить целую радугу пигментов, способных пережить века.
А тем, кого интересует искусство гораздо менее древнее, но столь же красочное — кинематограф — рекомендуем прочитать о съемках фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис», повествующего о последнем рубеже цивилизации майя («Апокалипсис в движении: Индейские технологии»).
По сообщению Technology Review