Суета вокруг звезды: Анатомия одной сенсации
Действительно, в информационном поле появление Бетельгейзе можно сравнить со взрывом сверхновой — внезапно появились десятки публикаций, пророчащих, что уже в этом году на небе засияет светило яркостью как минимум, как Луна, а возможно, и как второе Солнце.
Насколько нам удалось установить, первоисточник этого сообщения — интернет-форум Doomers. Us, площадка любителей видеть во всем знаки наступающего апокалипсиса. А точнее говоря, сообщение одного из его участников, которое мы перевели для вас ниже.
На прошлой неделе я говорил со своим сыном (он работает в Mauna Kea), и он упомянул о каких-то новых наблюдениях (которые, очевидно, скоро будут опубликованы), которые показали, что Бетельгейзе потеряла круглую форму. Это огромная звезда, и когда она взорвется, это будет не слабее сверхновой 1054... За тем исключением, что на этот раз все случится в 520 световых годах от нас, а не в 6300...
Когда взрыв случится, он будет таким же ярким, как полная Луна, а может — и как Солнце. На 6 недель. Так что нас ждет 24-часовой световой день и даже уникальная картина 2 солнц на небе. (...) Надеюсь, это будет лишь видимое излучение (не гамма и не рентген), и это не будет случаем массового вымирания...
Потом образуется черная дыра, которая вообще будет слишком далеко, так что это неважно.
Фишка в том, что это ждет нас в ближайшие недели или месяцы, а не «в любой момент в пределах ближайшей тысячи лет», как пишут в книгах.
Конец цитаты. А теперь давайте взглянем на это сообщение так, как и положено при научном подходе — то есть, критически. Автор безымянен, неизвестен и источник («мой сын»), на который он ссылается. Он говорит о неких данных гавайской обсерватории Mauna Kea, но на ее официальном сайте о подобном сенсационном событии нет ни слова. Кажется, уже пора начать сомневаться в реалистичности прогноза.
Можно заметить и то, что все телескопы обсерватории Mauna Kea, за единственным исключением, оптические. В последние недели, когда Бетельгейзе находится у Солнца, наблюдать его с разрешением, достаточным для фиксирования изменений, с их помощью проблематично.
Теперь перейдем к объекту, то есть, к самой звезде Бетельгейзе. Этот красный сверхгигант — самая яркая звезда (альфа) созвездия Орион, и вообще одна из самых заметных на ночном небе. Вообще, размерами и светимостью Бетельгейзе способен поразить любого. Яркость этого великана в 80−100 тыс. раз превышает яркость Солнца, а размеры — примерно в тысячу. Если условно поместить Бетельгейзе в центр Солнечной системы, его край расположился бы где-то между орбитой Марса и Юпитера. В этом «где-то между» кроется важный момент: Бетельгейзе — звезда переменная, блеск и размеры ее меняются со временем. К этому замечанию мы еще вернемся.
Расстояние до Бетельгейзе составляет около 650 световых лет — это 6 квадриллионов км. Кажется, уже достаточно для того, чтобы не ждать катастрофических последствий?
При всех своих великанских размерах масса Бетельгейзе не так велика: если его диаметр превышает размеры Солнца почти в тысячу раз, масса его — около 17 солнечных. Основное пространство видимых размеров звезды занимает ее атмосфера. Впрочем, это свойственно красным сверхгигантам на последних стадиях своего существования. Действительно, финал Бетельгейзе близок, через какое-то время он взорвется сверхновой. Правое плечо Ориона исчезнет, а вскоре на его месте вспухнет обширная туманность. (Если вам интересно, какие бывают сверхновые, читайте заметку «Нетипичная катастрофа».) Однако предсказать момент взрыва за несколько месяцев или недель на современном уровне знаний не представляется возможным. Учебники правы: это может случиться послезавтра, а может — через сотню тысяч лет.
Более того, в конце прошлого века были найдены записи китайских астрономов, относящиеся к I в. до н.э., где Бетельгейзе был описан, как бело-желтая звезда. А в отчетах Птолемея (примерно того же времени) он уже красный — что позволяет предположить, что изменение цвета Бетельгейзе произошло где-то в этот период. Такой переход вполне закономерен; в рамках звездной эволюции подобные сверхмассивные звезды по мере истощения запасов термоядерного топлива в ядре должны менять спектральный класс. Если приведенные выше оценки дат верны, то в ближайшее время взрыва Бетельгейзе ждать не стоит: в качестве красного сверхгиганта звезды проводят обычно десятки тысяч лет.
А как же быть с тем утверждением, что, по последним наблюдениям, «звезда потеряла круглую форму» и даже сжимается? Во-первых, снова подчеркнем, что источник, к которому апеллирует автор сообщения, совершенно неясен. Во-вторых, действительно, существуют работы, в которых показано, что с поверхности Бетельгейзе идет довольно заметный выброс вещества, делающий его не слишком округлым на вид. Но этим данным уже далеко не один год, и ничего сенсационного сами по себе они не несут. Взгляните на снимок телескопа Hubble, приведенный слева. Легко различить неидеальную форму Бетельгейзе — притом, что датируется эта фотография 2005-м.
Звезды вообще довольно активные объекты, а уж подобные великаны — тем более. Бетельгейзе, как мы говорили выше, переменчив. Его размеры меняются постоянно, хотя в среднем действительно фиксируется их уменьшение. Но и это не новость, а факт, известный не первый год — к примеру, мы об этом рассказывали в заметке «Гигант усыхает». К тому же сами ученые не могут однозначно решить, что этот факт означает. А если учесть «рыхлость» звезды (при размерах порядка 800−1000 солнечных и массе лишь в 17 солнечных масс), можно понять, что это отнюдь не каменный шарик наподобие Земли, а неустойчивое и раскаленное газовое образование, от которого трудно ждать постоянства.
Наконец, подобные изменения во внешних слоях атмосферы звезды еще не являются индикатором того, что ядро ее вот-вот разорвется. Вопреки очевидности, происходящее в звездном ядре довольно медленно отражается на атмосфере. Прежде чем начались видимые последствия, может пройти не один год — конечно, если это не взрыв сверхновой. В этом случае все происходит куда быстрее — но в этом случае мы не наблюдали бы медленных процессов и изменений, которые тянутся, по крайней мере, все последние годы, а то и десятилетия.
И все-таки допустим, на всякий случай, что Бетельгейзе взорвется в ближайшее время. Допустим, чтобы сказать: ничего опасного для нас ее взрыв не несет. По данным Фила Плэйта (Phil Plait), ведущего известного блога Bad Astronomy, чтобы «поджарить» все живое, подобных размеров сверхновая должна располагаться на расстоянии порядка 25-ти световых лет от нас. Бетельгейзе дальше в 25 раз, а поскольку энергия убывает пропорционально квадрату расстояния, сила созданного взрывом излучения будет более чем в 600 раз меньше опасной. Да и до яркости Солнца на таком расстоянии звезде «не дотянуть» — максимум, на что можно рассчитывать — это яркость Луны.
Но и это наверняка будет очень волнующее зрелище. Так что тем, кому удастся застать это событие, страшно повезет. Жаль, этими счастливчиками мы вряд ли окажемся.