На кончике иглы: Тайны китайской медицины
На самом деле, строгих и однозначных доказательств действенности древней практики иглоукалывания — акупунктуры — пока не имеется. Это не мешает миллионам людей по всему миру прибегать к помощи этой древней китайской медицинской практики и даже чувствовать на себе ее эффективность, что бы ни служило ее причиной. Впрочем, недавнее исследование, проведенное на мышах, продемонстрировало возможную физиологическую основу действия акупунктуры — активацию подавляющих боль рецепторов.
Сегодня существуют две основные гипотезы о механизме болеутоляющего действия акупунктуры. Одна из них полагает, что введение иглы стимулирует определенные нервы, которые передают в мозг сигналы о боли, на что мозг реагирует выбросом эндорфинов, морфиноподобных гормонов, снимающих боль. Вторая гипотеза относится к акупунктуре более скептически и считает, что все ее воздействия объясняются эффектом плацебо.
Однако нейрофизиолог Майкен Недергард (Maiken Nedergaard) не была удовлетворена ни одним из этих вариантов — хотя бы в силу того очевидного соображения, что вообще грамотно проделанная акупунктура не вызывает болевых ощущений и проявляет эффективность лишь в том случае, если воздействует в определенных точках поблизости от больного места.
Ученую легко понять: эти наблюдения плохо укладываются в обе гипотезы. Так что она выдвинула собственную версию: игла создает крохотные повреждения ткани, что приводит к выбросу аденозина, вещества, входящего в состав ДНК и вообще играющего важную роль во многих процессах нашего организма — в том числе действующего в качестве местного обезболивающего.
Чтобы проверить эту идею, под руководством Майкен Недергард были проведены эксперименты над мышами. Животным давали легкую анестезию, чтобы удерживать неподвижно, затем аккуратно вводили акупунктурную иглу в заднюю лапу и проводили забор жидкости, которая выделяется вокруг иглы. И действительно: содержание аденозина в ней увеличивалось сразу в 24 раза.
Тогда ученые двинулись дальше и решили проверить, действительно ли повышение количества аденозина позволяло снимать хроническую боль — а именно, боль от воспаления (как, например, при артрите) и от повреждения нервных окончаний (как при некоторых травмах или осложнениях ряда заболеваний). Для этого с мышами пришлось поступить не очень красиво — либо повреждать нервные окончания хирургическим вмешательством, либо стимулировать воспаление введением токсичных веществ.
Такие больные животные реагировали даже на средней интенсивности раздражитель куда более нетерпимо, чем их здоровые сородичи. Использовались два вида раздражителей — давление на больную конечность палочкой и температурное воздействие тонким лазерным лучом. В обоих случаях мыши с больной лапой, конечно, оказывались намного чувствительней и отдергивали ее раньше, чем здоровые.
Затем ученые приступили к исцелению. Одним мышам вводилась акупунктурная игла, а у других повышенное выделение аденозина стимулировалось химически, и в обоих случаях болезненность раздражения у животных существенно снижалась. Параллельные эксперименты ставились и с генетически модифицированной линией мышей, у которых в клеточной мембране отсутствует рецепторный белок, воспринимающий аденозин. Для них ни игла, ни химическая стимуляция выброса аденозина не помогали.
Таким образом, можно сделать вполне однозначный вывод, что акупунктурное вмешательство стимулирует выброс местного анестетика, аденозина, который снижает болевые эффекты. Тогда ученые пошли дальше и решили узнать, не получится ли у них повысить болеутоляющее воздействие акупунктуры.
Для этого мышам с больными конечностями предварительно вводили лекарство, которое приводит к повышенному накоплению аденозина в тканях, и лишь затем переходили к акупунктуре. Действительно, снижение болевых ощущений продлилось не 1 час, как прежде, а сразу 3 часа. К сожалению, они использовали деоксиформицин, который применяется лишь при раковых заболеваниях, поскольку обладает повышенной токсичностью — и широко использоваться в кабинетах акупунктуры, конечно, не может.
Но показано главное: древняя китайская медицина оказалась права — и мы даже знаем, как сделать ее более эффективной. Чего нельзя сказать о гомеопатии: официальная наука и медицина по-прежнему весьма скептически относятся к этой практике. Читайте некоторые подробности в нашей статье «Растворенная медицина».
По пресс-релизу University of Rochester