Правдивая ложь: Лучшие обманщики – 2010

Объявлены победители ежегодного конкурса лучших зрительных иллюзий. Представляем их вашему вниманию – самые неожиданные, самые мистифицирующие, самые хитрые.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоя на сцене перед плотно заполненным залом, японский математик Кокичи Сугихара (Kokichi Sugihara) вдруг объявляет: «На самом деле, я шахтер, и я раскопал один секрет — это новейший супер-магнит». В это время на большом экране появляется видеоролик, демонстрирующий нечто странное — склеенные из бумаги мостики, сходящиеся в центре на вершине. И деревянные шарики, вопреки закону гравитации, взбегающие по ним, будто увлекаемые странным магнитом. Тут явно какой-то подвох.

Конечно, подвох, но никаких магнитов. Взгляните на иллюзию сами — и вы увидите, что подвох создает ваше собственное зрение. Шарики катятся туда, куда им следует, вниз, и лишь восприятие обманывает нас.

Именно эта иллюзия Кокичи Сугихары была названа победителем ежегодного конкурса Best Illusion of the Year 2010, своего рода забавным «Оскаром» для ученых, исследующих законы зрительного восприятия. Всего же в фестивале, который проводится уже в 6-й раз, приняли участие 84 иллюзии, 9 из которых вошли в финал. О результатах прошлогоднего конкурса мы, кстати, писали в заметке «Зрительные иллюзии — 2009», теперь же подведем итоги года нынешнего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Человек вообще предпочитает ясность, простые прямоугольные формы выделяются на фоне странных сочетаний», — поясняет Кокичи Сугихара. Его конструкция лишь под нужным углом выглядит сходящейся на вершине, а под всеми остальными становится чем-то весьма кривобоким — чем, впрочем, и является. Интересно, что, по словам ученого, такие предпочтения в восприятии формирует опыт. Его собственная малолетняя дочь и ее подружки после того, как он продемонстрировал им свою иллюзию, лишь пожали плечами — «И чего тут забавного?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иллюзия эта привлекла особый интерес жюри еще и потому, что она трехмерна, а создание таких иллюзий — куда более сложный процесс, чем работа в двух измерениях. Но и на плоскости некоторые зрительные обманы весьма впечатляют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Иллюзии — это, конечно, забавно и даже весело, но они крайне важны, поскольку они выявляют ошибки, свойственные нашему зрительному восприятию и тем самым дают ключи к некоторым механизмам, лежащим в его основе», — считает финалист конкурса, американец Питер Тсе (Peter Tse).

Иллюзия, представленная этим ученым, показывает, как влияет на восприятие фокусирование внимания. Шел он к ней издалека: для начала Питер Тсе взял полосатые флаги Греции и Германии и инвертировал их цвета. Немецкий триколор черного, красного и желтого стал белым, бирюзовым и голубым, а греческий бело-голубой превратился в желтый и черный. Известно, что если достаточно долго смотреть на цвета, а потом отвести взгляд, остаточное изображение предстает именно в инвертированных цветах — так что в данном случае можно было увидеть как раз нормальные цвета флагов. Но это — лишь начало. Взгляните на приведенную слева иллюстрацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примерно на минуту сфокусируйте взгляд в центре левой картинки. Затем переведите его на правую, с пустыми прямоугольниками. Если вы будете держать внимание на вертикальном прямоугольнике, вашему восприятию предстанет «след» от одних полос, а на горизонтальном — других. «Внимание влияет на восприятие», — резюмирует Питер Тсе.

Еще один интересный финалист — Дэниел Симонс (Daniel Simons), кстати, лауреат небезызвестной ИгНобелевской премии 2004-го года. На этот раз он представил новую версию своей классической (и очень удачной) иллюзии «Горилла в тумане». Лучше всего увидеть ее в действии.

Если вы не в ладах с английским, то поясним, что от вас требуется сосчитать, сколько раз игроки в белых футболках делали передачу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правильный ответ — 16 передач, но главное — то, что в процессе игры, когда вы внимательно следили за игроками, на экране появлялось нечто совершенно неожиданное. Веселая горилла, которую буквально «в упор» не видит до половины тех, кто пытается считать передачи (у нас в редакции не заметил ее никто).

Увы, пропустить гориллу можно лишь однажды. Как только в вашем мозгу засела мысль о горилле, вы обязательно будете замечать ее при каждом последующем просмотре. Может быть, вы уже видели этот ролик, который со времени начала конкурса иллюзий широко разошелся по Интернету. В этом случае досмотрите его до конца: Симонс сделал для вас добавление.

Вы заметили гориллу? Хорошо. А заметили, что занавеска на фоне по ходу игры меняет свой цвет? Или что один из игроков покидает помещение?.. Вот именно. По сцене мог бы прокатиться клоун — сосредоточенные зрители не обратят на него внимания.