Игры с IQ: Прогресс сомнителен

Интеллектуальные и развивающие компьютерные игры оказались совершенно бесполезны: все более впечатляющие рекорды не ведут к росту когнитивных способностей мозга.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует целая область компьютерных игр, важнейшая из декларированных особенностей которых — стимулировать мозг, предлагая ему, например, логические задачи разной сложности. Но судя по всему, это обещание «игроделов» ничем не обосновано. Впрочем, результаты проведенного недавно эксперимента оставляют массу лазеек для уточнений и иных трактовок.

Работа проведена по заказу ВВС командой кембриджского ученого Эдриана Оуэна (Adrian Owen). Задачей его было поставить тест, в котором показывалась бы реальная эффективность «тренировки мозга», которая достигается при использовании различных компьютерных игр, развивающих память, внимание и другие когнитивные функции. До сих пор имеется лишь крайне скудный набор экспериментальных данных по этой теме — и множество специалистов высказывают вполне обоснованные сомнения в том, что игра делает игрока более эффективным в чем-либо, кроме решения задач самой игры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, группа Оуэна взялась за дело. Они создали собственные несложные развивающие онлайн-игры и, призвав всех желающих, набрали 11430 добровольцев, зарегистрировавшихся на веб-сайте программы.

Добровольцев разделили на группы, одна из которых играла в игры, направленные на стимулирование способностей к постановке и решению задач, а вторая — различных других способностей, включая кратковременную память и концентрацию. Третья группа использовалась в качестве контрольной: ее загружали «умственной рутиной», связанной с поиском в Интернете ответов на заданные вопросы. Все участники эксперимента «тренировались» не менее 3 раз в неделю, не менее 10 минут за сеанс, на протяжении 6 недель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перед началом и после завершения «обучения» все они проходили сложный тест для проверки различных когнитивных способностей. Как и стоило ожидать, представители обеих экспериментальных групп показали заметно возросшую результативность в тех играх, с которыми они имели дело. Зато общего повышения уровня когнитивных способностей тестирование не зафиксировало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, сторонники развивающих игр вовсе не сочли эти результаты окончательными. Так, шведский коллега Оуэна Торкель Клингберг (Torkel Klingberg) заявляет: «Публикация делает слишком далеко идущие выводы из единственного отрицательного результата» и отмечает, что тренировки, которые требовались от участников эксперимента Оуэна, исключительно кратковременны.

Клингберг опубликовал собственные результаты, которые едва ли не полностью противоположны полученным в Великобритании. По его данным, тренировка отдельных узких способностей в ходе игры имеет более широкий эффект на когнитивные способности в целом. (Заметим в скобках, что Клингберг является основателем и владельцем собственной компании, занимающейся разработкой развивающих игр.)