Шум и пепел: Это страшное слово «Эйяфьядлайёкюдль»
Убытки авиакомпаний оцениваются в миллиард долларов, отмены рейсов коснутся 6 млн пассажиров. Давайте же разберемся, что это за пепел такой — и не будем лишний раз пытаться выговорить исландское слово «Эйяфьядлайёкюдль».
Из чего он состоит?
Вулканический пепел представляет собой измельченные частицы магмы — раскаленных кремниевых пород — по сути, песчинок, которые выбрасываются в воздух извержением. В атмосфере он может оставаться очень долгое время, а, оседая, образует мягкие породы, тефры и туфы. Особенность последнего извержения — в том, что вулкан (как и вообще заметная часть Исландии) покрыт ледником. Выходя на поверхность, лава растопила значительную его часть, но и сама остыла необычно быстро. В итоге образовались крохотные частицы песка, стекла и льдышек, которые и поднялись в атмосферу.
В чем опасность для самолетов?
Вулканический пепел может забить бортовые датчики и вообще в буквальном смысле слова облепить весь самолет, заметно увеличив его вес и изменив тщательно выстроенный баланс. Особенно опасными могут быть стеклянные частицы, образующиеся, в том числе, в результате плавления песка, попавшего в адское пекло газотурбинного двигателя. Его твердые гранулы быстро разрушают движущиеся детали. Известны случаи полного выхода из строя всех двигателей реактивных самолетов после пролета через облако вулканического пепла.
Впрочем, эта проблема существует и без всяких извержений — мы писали о ней и перспективах избавления от нее в заметке «Вечный двигатель». К тому же, доведенные убытками до крайности авиаперевозчики на днях провели десятки испытательных полетов над Европой, и после благополучного их завершения заявляют, что опасность переоценена и требуют снова разрешить рейсы.
Каких еще ждать неприятностей?
Наиболее заметный эффект от выбросов пепла — влияние на погоду. Насколько нынешнее извержение повлияет на нее в глобальном масштабе, пока неясно, но имеется масса исторических примеров, когда такое происходило.
Скажем, в 1783 г. в результате активности другого исландского вулкана, Лаки, в атмосферу было выброшено значительное количество диоксида серы. Надо сказать, что вообще то извержение было мощнее нынешнего; тогда погибло до 20% населения Исландии. В следующие несколько месяцев по всей Европе наблюдался заметный рост смертности. Но влияние на погоду оказалось еще заметнее. Зима следующего 1784 г. была рекордно холодной не только для Европы, но и для Северной Америки. Несколько последующих лет урожайность зерновых резко упала, что вызвало массовый голод и, возможно, стало одной из причин Французской революции 1789 г.
Еще один пример — 1815 г., когда извержение вулкана Тамбора в далекой Индонезии привело к тому, что во всем Северном полушарии 1816 г. стал печально известным «годом без лета». Поучительным следствием этого события стало вынужденное затворничество группы писателей и ученых в доме близ Женевского озера. «Лето было сырым и холодным, беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому», — написала потом одна из участниц того кружка, Мэри Шелли, которая как раз в этот период написала знаменитый готический роман «Франкенштейн».
Ну а если вернуться в наши дни, то снижение температуры из-за того, что пепел экранирует солнечные лучи, уже заметно. Как же все сложится на более длительных масштабах времени, ученые пока затрудняются сказать. Стоит заметить, что на распространение радиоволн и работу спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS выбросы пепла не повлияют — об этом заявил глава Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Владимир Кузнецов.
Сколько еще это протянется?
Само извержение продолжается до сих пор (вообще-то, оно началось еще в конце марта, просто лишь недавно выбросы пепла стали столь значительными), и назвать хотя бы приблизительную дату его окончания невозможно. Такие предсказания лежат за границами наших знаний.
И что мы можем с этим поделать?
Смиритесь: практически ничего. Все наши «продвинутые» технологии позволяют разве что эффективно наблюдать за происходящим со стороны, отслеживать движение облаков пепла из космоса, вести мониторинг климатических изменений и тому подобное. В данном случае все, что мы имеем в сравнении с современниками извержений 1780-х и 1820-х, сводится к знаниям. Тогда никто не представлял, чем вызваны погодные аномалии. Теперь мы это понимаем, но чем оно закончится, остается только гадать.