Еще раз о контакте: Новость хорошая, новость плохая
Знаменитое уравнение Дрейка, которое позволяет (очень, конечно, приблизительно) оценить вероятность вступления в контакт с другими разумными существами в нашей галактике, дает очень разные результаты, в зависимости от того, какие параметры в нем применяются. Мы и сами, признаться, баловались этими оценками и сообщили вам о результатах в статье «Считаем инопланетян».
Но вот недавнее исследование, проведенное Дунканом Форганом (Duncan Forgan) и Кеном Райсом (Ken Rice), позволяет несколько иначе взглянуть на все эти расчеты.
Напомним, что уравнение Дрейка включает ряд параметров, которые либо известны недостаточно точно, либо совершенно неизвестны — число ежегодно появляющихся звезд в нашей галактике; доля звезд, обладающих планетами; среднее число планет у звезды, которые имеют подходящие для жизни условия; вероятность зарождения жизни на такой планете; вероятность развития жизни до разумных форм; отношение планет, разумные жители которых способны к контакту и ищут его, к количеству планет, на которых просто есть разумная жизнь; время жизни такой высокоразвитой и готовой к контакту цивилизации.
Многие из этих величин со временем уточняются астрономами, другие по-прежнему каждый берет по собственным «ощущениям». В итоге у оптимистов результат выходит один, а у пессимистов — совершенно другой, притом что уравнение они используют одно и то же.
Но вот Форган и Райс решили подойти к вопросу немного другим путем. Используя наиболее точные из существующих астрофизических данных (хотя кое-где им, конечно, пришлось вводить гипотетические параметры) по нашему Млечному Пути, ученые создали упрощенную компьютерную модель нашей галактики. И «запустили» ее «жить».
Для этого виртуального Млечного Пути компьютер случайным образом отобрал характеристики около 1 млрд известных звезд, каждая — со своими отдельными свойствами (положением, массой, светимостью и проч.), и объединил их в единую галактику. Статистически распределение звезд разных характеристик соответствовало реально наблюдаемой картине. Затем эта виртуальная галактика начала «жить». У некоторых звезд, в соответствии с известными данными, появились планетарные системы, а там, где условия позволяли, зародилась и жизнь (параметры, подходящие для этого, ученые брали в соответствии с известной «гипотезой уникальной Земли»).
По этой гипотезе, жизнь на планетах виртуальной галактики могла появляться, только если планета похожа на нашу — массой от 0,5 до 2 земных; с подходящей звездой на подходящем расстоянии; с крупной планетой-гигантом на дальних подступах, которая бы защищала хрупкий внутренний мир от космического «мусора». И так далее.
Ученые «прогнали» этот обсчет несколько раз, чтобы избавиться от случайных ошибок. И в результате, как считают Форган и Райс, у них получилась — с некоторым, конечно, приближением — статистически довольно достоверная виртуальная картина Млечного Пути. И вот что выяснилось.
Начнем с хорошей новости. В галактике появились сотни высокоразвитых цивилизаций. Продолжить, правда, придется плохой: периоды их существования ни разу не пересекаются.
Иначе говоря, времени, проходившего между условным достижением цивилизации уровня, достаточного для вступления в межзвездный контакт, и тем, когда ее звезда гибла, обрекая на смерть и цивилизацию, оказалось недостаточно. Для нас это — максимум 5 млрд лет, после чего Солнце, распухнув красным гигантом, поглотит Землю. За это время параллельно нам (по данным Форгана и Райса), скорее всего, не будет существовать ни одной разумной и развитой цивилизации, либо они будут расположены крайне далеко.
Разве что прежде этого срока мы, все-таки, построим гигантский космический «ковчег» и, овладев новыми гигантскими источниками энергии, оставим гибнущую планету, на которой сами натворили столько бед. Тогда, в бесконечном межзвездном путешествии человечества шансы рано или поздно наткнуться на собратьев, все-таки, будут.
По публикации Universe Today