Проект «Голубь»: как американцы хотели использовать птиц для доставки бомб во время Второй мировой войны
Психолог-бихевиорист Беррес Фредерик Скиннер совместно с американскими военными разработал самолет, представляющий собой небольшой планер с «секцией управления» в носовой части. Груз этого самолета – взрывная боеголовка.
Военные нуждались в «пилотах» для таких самолетов, но не могли рисковать жизнями людей. Им также нужна была бомба направленного действия, которую можно было бы сбросить и попасть в намеченную цель, не рискуя жизнями мирных жителей. В то время уже использовались бомбардировщики, но они были слишком неконтролируемыми: после того, как бомба покидала самолет, пилоты не могли точно знать, что она приземлилась именно там, где они рассчитывали.
Не желая рисковать человеческой жизнью, Скиннер обратился к голубям. Он хотел добиться органического контроля с помощью животного, которое чувствовало себя в воздухе как дома. Вдохновение для такой идеи пришло, когда ученый заметил стаю птиц, летящих рядом с поездом, в котором он сидел.
«Внезапно я увидел в них "устройства" с отличным обзором и необычайной маневренностью. Но могли бы они навести ракету? Ждал ли меня ответ на проблему на моем собственном заднем дворе?», – сказал Скиннер в изданию History Net.
«Национальный исследовательский комитет по обороне» сначала отнесся к этой идее крайне скептически. Но все же выделил финансовые ресурсы в размере 25000 долларов на ее реализацию.
Первым делом Скиннер разработал кабины для пилотов-голубей, которые были оборудованы тремя экранами, спрятанными внутри носового обтекателя на носовой части ракеты. По задумке изобретателя на головах голубей должны были размещаться особые датчики. Как только птицы видели бы цель (к примеру, корабль противника), они начинали бы клевать стекло в том же направлении. Датчики на головах у голубей передавали бы координаты бортовому компьютеру, а тот в свою очередь направлял бы боеголовка точно по выбранной мишени.
Удивительно, но первая демонстрация крайне странного и неэтичного проекта прошла успешно. Однако скептицизм официальных лиц не исчез, и проект «Голубь» был заброшен. Спустя несколько лет – в 1948 году – военные вернулись к нему, но снова отменили, так как к этому времени электронные и электромеханические системы управления полетом ракет и авиабомб достигли необходимого технического уровня.
Бомбы «голубиной почтой»